Общество:

Знать, чтобы уметь

10.06.2013

В Международный День защиты детей в Усть-Лабинске подвели итоги реализации программы «Школа нового поколения» 2012-2013 учебном году, реализуемой в Краснодарском крае Фондом «Вольное Дело» нашего земляка промышленника Олега Дерипаски

771

В Международный День защиты детей в Усть-Лабинске подвели итоги реализации программы "Школа нового поколения" в 2012-2013 учебном году, реализуемой в Краснодарском крае Фондом "Вольное Дело" нашего земляка промышленника Олега Дерипаски.

Подведение итогов началось не совсем обычно. Учащиеся 5-х классов школ города Усть-Лабинска и Усть-Лабинского района собрались вместе в квест-игре "Исследование территории школьного пространства". По легенде, учащимся необходимо было по просьбе администрации школы №6 г. Усть-Лабинска, на базе которой проходило мероприятие, как можно больше узнать о зеленой зоне (деревьях и растениях), о возможности использовать игровую площадку, погодных условиях и почве территории школьного двора. Причем, основное условие – делать все самостоятельно.

Команды школ, участвующие в игре, были сознательно перемешаны, и это стало первым испытанием для ребят: удивительно, но за столь короткий срок ребята смогли сдружиться, привыкнуть друг к другу и отлично сработаться в новой для них обстановке. Поставленная перед школьниками задача – пройти восемь станций по маршрутному листу, выданному каждой команде, была выполнена. За каждой командой был закреплен корреспондент, который фиксировал всю работу команды, в том числе - осуществлял фотосъемку, что особенно пригодилось при подведении итогов игры. Самая "прикольная", как назвали ее ребята, была станция "Игровая". Самой "заковыристой" ребята назвали станцию "Ученики Архимеда", где пятиклашкам надо было практическим способом найти плотность тела, погруженного в воду. Этим самым телом стал камень, найденный на территории школы. На станции "Практикум по геометрии" школьники должны были найти периметр и площадь спортивной площадки, поначалу они даже пытались сделать это 20-сантиметровой линейкой, но потом, увидев подсказку в задании, стали использовать длину своего шага, для измерения которой и пригодилась та самая линейка.

На станции "Аптекарский сад" участники игры не только определяли названия лекарственных растений, собранных на территории школы, но и должны были рассказать о практике их применения. На "Метеорологической станции" заданием команды было определить температуру и влажность воздуха практическим способом. "Исследование микромира" – станция, где ребята смогли увидеть через электронный микроскоп обитателей водоема, причем этим искусственным водоемом стало изобретение учителей ст. Ладожской с привезенной водой из р. Кубань. Вывод был сделан самими учениками – "Из реки Кубань воду пить нельзя!" А вот смекалку и мастерство участники применили на станции "Умелые руки", где необходимо было из подручных средств смастерить прибор и дать ему название – это были песочные "Никаноровы часы", и "Весы правосудия", и сообщающиеся сосуды, и "Мензурочка-биолочка". После прохождения всех станций каждая команда принялась готовить отчет. Подводя итоги, корреспонденты команд рассказали о впечатлениях и о том, с какими сложностями пришлось столкнуться командам при выполнении заданий. Кто-то сделал свой отчет как видеопрезентацию, кто-то успел за короткое время нарисовать плакаты с рисунками и фото. Некоторые команды подготовили отчет в стихотворной форме. Впечатления и удовольствие от прошедшего мероприятия получили и ученики, и их наставники – учителя, и гости мероприятия. Но самое главное – школьники смогли на практике применить полученные знания, а учителя оценить остаточный уровень этих знаний и сделать выводы.

Научный руководитель программы "Школа нового поколения", кандидат технических наук Ренальд Лачашвили, рассказал корреспонденту "НГК" подробнее о программе:

– Квест-игра, которую мы наблюдали, завершает первый год авторского курса "Основы естественно-научных исследований", который впервые проводится в Усть-Лабинском районе в рамках проекта "Школа нового поколения". Особенность авторского курса заключается в том, что это не обычные школьные уроки, когда дети сидят за партами – учащиеся 5-х классов многое делают своими руками, выходят в школьный двор, исследуют растения, используя современные методы и оборудование, начинают знакомиться с тем, что по обычной программе появляется на уроках физики в 7-8 классах. Раннее введение в предмет на практике помогает впоследствии правильно усваивать физику. Часто в школах сокращают эту экспериментальную часть: или оборудования нет, или учитель не хочет заниматься этим. Остается только "меловая" физика – учитель мелом на доске показывает или говорит: "В книжке почитайте". Иногда в школах есть оборудование, которое мирно пылится в лаборантской. А этот курс выстроен так, что почти все оборудование дети делают сами из подручных материалов – мензурки, песочные часы, маятники и т.д. Такой курс предъявляет минимальные требования к материальному обеспечению школы, но предъявляет большие требования к сообразительности учителя и ученика. Курс рассчитан на 5-6 класс. В конце июня приедут его авторы, чтобы провести с педагогами еще один семинар по методике второго года обучения, – рассказал Ренальд Лачашвили.

– Программа развивается в каждой школе по-своему, она начиналась инициативно с привлечением экспертов, освоения лучших педагогических практик. Мы стараемся на качественно новом уровне использовать богатый опыт советской политехнической школы, где уделялось большое внимание естественным наукам, технологии, и дети многое делали своими руками, исследовали, экспериментировали. Одновременно обращаем особое внимание на воспитание, начиная с первого класса. К сожалению, в 1993 году федеральный закон убрал воспитание из обязанностей школы, и сейчас эту ошибку приходится исправлять. Когда в 2004 г. Олег Дерипаска инициировал программу "Школа нового поколения", мы спросили, у него, какими он хотел бы видеть ее выпускников? Ответ был кратким: "Патриотов и лидеров". Затем Олег Владимирович уточнил - "патриот – это тот человек, который хочет и может быть счастливым там, где он родился". Потом добавил: "стремится к мастерству и умеет вести за собой". За интереснейшей работой незаметно проходило время - год за годом, как это бывает в школе. Программа "Школа нового поколения" реализуется в Усть-Лабинском районе с 2005 года, сейчас в ней участвуют 17 школ района. Они подключались постепенно, и сейчас находятся на разном уровне знакомства с программой. Все зависит от инициативы школ, вот в прошедшем учебном году 8 школ уже взяли новый авторский курс "Основы естественнонаучных исследований", – уточнил Р.Лачашвили.

– Когда, совсем недавно, в школы пришли федеральные государственные стандарты, нам было гораздо легче их внедрять – ведь многое мы уже делали по программе "Школа нового поколения", которая опережала стандарты на 2-3 года. Пока другие районы размышляли и изобретали, как применять деятельностное образование, мы уже знали, как работать, и все это реализовывали. У нас не было необходимости в том, чтобы что-то изобретать. Мы работали по программе "Школа нового поколения", и наши дети уже знали, как это увлекательно - проводить вторую половину дня в школе. Проведение квест-игр, которые требуют от школьника применения знаний в решении умственных задач, смекалки, нестандартного подхода, стало уже традицией, от которой мы ни за что не откажемся. Я рада, что в системе образования нашего района есть сообщество школ нового поколения. Это – уникальное явление, здесь не только учителя общаются между собой, делятся опытом, вместе осваивают новые образовательные технологии, но и дети разных школ района часто встречаются на общих мероприятиях, бывают на праздниках в других школах, общаются, находят общий язык в рамках таких мероприятий, – поведала о программе "Школа нового поколения" в беседе с корреспондентом "НГК" руководитель управления образованием администрации Усть-Лабинского района Алла Баженова.

–Сегодня мы ввели наших пятиклассников в формат игры. Игрообразование – одна из главных составляющих обучения и развития учащихся в программе "Школа нового поколения". Мы провели игру с определенной целью. Заказ школы – исследовать пространство, окружающее школу. Станции основывались на прикладных действиях обучения естествознанию. Вы сами убедились, ребята успешно справились с поставленными задачами, – добавила Елена Долотина, сетевой координатор программы "Школа нового поколения".

Затем от практической части перешли к теоретической. Педагоги школ Усть-Лабинского района, участники проекта, поделились своими наработками. Вопросы касались адаптации пятиклассников к средней школе, в том числе и их сотрудничества с педагогами-предметниками, учащимися старших классов, говорили и о возможности применения английского языка в курсе "Основы естественнонаучных знаний", и о самостоятельной экспериментальной работе с учащимися в рамках этого курса. Много интересного можно было услышать о длительных образовательных играх, проводимых школами района. В обсуждениях приняли участие студенты Усть-Лабинского социально-педагогического колледжа, для которых знакомство с практиками послужит хорошим подспорьем для дальнейшей работы.

– На Кубани народ отличается здоровыми амбициями. Стоит познакомить педагогов с чем-то новым, и они обязательно добавят свое творческое начало, свою энергию, и сделают еще лучше, – поделился своими наблюдениями о людях нашего края Ренальд Лачашвили.

Как же повезло школьникам Усть-Лабинского района в том, что у них есть уникальная возможность открывать этот многогранный мир науки в непринужденной игре, стать исследователями и следопытами, а возможно, и изобретателями, первопроходцами и авторами оригинальных идей, изобретений и открытий. Когда всем участникам игры педагоги пожелали стать Нобелевскими лауреатами, то после увиденного в Усть-Лабинске это пожелание показалось не таким уж несбыточным. Уверена, что игра заронила в душу каждого из ребят стремление не только познавать, но и менять этот мир к лучшему.

Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА