Политика:

Адыгейские последователи Арашукова

01.07.2019

Беспредел именем Российской Федерации

16771

Как все начиналось

На пленарном заседании ПМЭФ в Санкт-Петербурге, президент России Владимир Путин заявил о необходимости исключения «даже формальных возможностей для злоупотребления правом давления на бизнес». А также о последовательном «очищении силовых структур и судебной системы от недобросовестных лиц». Переход от слов президента России к действиям окажется как нельзя актуальным для республики Адыгея, где за последние полтора десятка лет сформировалась твердая спайка криминала и судебной власти, пожалуй, равная по масштабам своей деятельности «империи» клана Арашуковых.

Из грязи – в князи

Адыгея – молодая, динамично развивающаяся республика с большим сельско-хозяйственным, промышленным, туристическим потенциалом. Глава региона — Мурат Кумпилов — после своего назначения в 2017-м году, энергично взялся за работу по улучшению ситуации в республике. По результатам его деятельности, за неполные два года, в регионе наблюдаются качественные показатели роста. Вводятся в эксплуатацию новые социальные объекты, реализуются инвестиционные программы и т.п. В многонациональной Адыгее стабильно поддерживаются мир и согласие. При грамотном использовании ресурсов региона как человеческих, так и природных, Адыгея могла бы занимать ведущие позиции в развитии России в целом. Но есть определенные, субъективные факторы, которые не дают ей задышать полной грудью и затягивают в омут криминала и коррупции.

В начале 2000-х годов, в Краснодарском крае и республике Адыгея сформировалась устойчивая организованная преступная группировка, специализирующаяся на рейдерских захватах земель сельхоз-назначения, недвижимости, техники, продукции растениеводства и животноводства. ОПГ сформирована, в основном, по этническому признаку из лиц, проживающих на территории Адыгеи и Успенского района Краснодарского края.

Постоянного списочного состава (за исключением, разумеется, узкого руководящего круга) группировка не имеет по соображениям конспирации. Но недостатка в исполнителях ОПГ не испытывает. «Волонтеров», как правило, ранее судимых, готовых за минимальное вознаграждение выполнить разовую «непыльную» работу, в населенных пунктах республики хватает. В этой истории гораздо интереснее сам «руководящий круг» и положение, которое занимают его члены в социуме.

В первую очередь, речь пойдет о Каплане Коблеве, 1979 года рождения. Именно он стоит у истоков создания преступной группировки. Свою криминальную карьеру он начал с работы в Службе судебных приставов по республике Адыгея. У Коблева были тесные отношения с дочерью председателя Верховного суда Адыгеи Аслана Трахова, Сусанной, на которой он в итоге и женился. Этот союз и послужил мощным импульсом для создания семейного криминального клана.

Тесть Коблева — Аслан Трахов — не раз вытаскивал, используя профессиональные связи, своего зятя из мутных дел. Так, в 1999-м году, Коблев был осужден Майкопским городским судом по п. «б, г, д», ч.2, ст. 161 УК РФ (грабеж). Но, приговорен к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год. Освобожден по амнистии.

В том же году, проходил подозреваемым по уголовному делу № 59950 по ст.111 УК РФ, в связи с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью командиру БДПС ГИБДД Новороссийска, полковнику милиции Голикову С.Н.. Коблев отделался арестом на два месяца.

В 2006-м году, будучи в состоянии алкогольного опьянения, Коблев совершил ДТП, в результате которого погибли люди. Виновник не пострадал и не понес никакой ответственности.

В 2012-м, в Армавире, Коблев участвовал в перестрелке, возникшей в ходе конфликта с представителями криминалитета, из-за рейдерского захвата им одного из предприятий города.

По сути, если бы не тесть, Аслан Трахов, к настоящему времени, Коблев отбывал бы очередной срок за очередное преступление. Но связи – это наше все. При непосредственной протекции тестя, Каплан Коблев из обычного судебного пристава становится директором ГУП «Управляющая компания по финоздоровлению Краснодарского края», учрежденного региональным департаментом имущественных отношений. В дальнейшем, он работал заместителем главы администрации Тахтамукайского района РА. Надо полагать, что Коблев был туда устроен не для карьерного роста, а зондирования почвы в прямом и переносном смысле слова. Ведь Тахтамукайский район расположен в непосредственной близости от Краснодара и обладает серьезным экономическим потенциалом и инвестиционной привлекательностью. После этого, стал начальником межрайонного управления Россельхознадзора по республике Адыгея, но был смещен с должности в результате вскрывшегося факта судимости. Именно в это время, Коблев нащупал «золотую жилу» незаконного обогащения и начал ее активно разрабатывать при полном покровительстве председателя Верховного суда Адыгеи Аслана Трахова. Здесь можно провести явные аналогии с Раулем Арашуковым, когда он, имея несколько судимостей, но «оседлав» газовую трубу, в течение непродолжительного времени стал «преуспевающим и уважаемым» человеком. Ну а Коблев «заарканил» руку, держащую судебный молоток.

По следам преступлений

В деятельности коблевской ОПГ можно выделить три схемы.

Первая. Посредством судейских решений (Верховный суд республики Адыгея, Майкопский горсуд, Отрадненский и Ленинский райсуды г. Краснодара), принятых без участия второй стороны, права на имущество тех или иных сельхозпредприятий, передаются подконтрольным Коблеву лицам в виде исполнительных листов. Силами межрайонного УФССП по Краснодарскому краю налагается арест на продукцию и ее вывоз с последующим присвоением членами преступной группировки.

Вторая. Потенциальной жертвой становится сельхозпредприятие, имеющее в распоряжении и пользовании большие площади земельных угодий, располагающие недвижимым имуществом, средствами сельхозпроизводства, достаточными трудовыми ресурсами.

Вступая в сговор или ставя в зависимость руководителя предприятия, Коблев добивается вывода всех активов полноценно действующего предприятия на вновь созданную организацию. Затем, все переводится на третье предприятие. Вот оно и является, якобы, добросовестным приобретателем, под управлением Каплана Коблева, а первые два становятся банкротами с неудовлетворительными долговыми обязательствами на сотни миллионов рублей перед кредиторами, основным из которых является Россельхозбанк.

Третья и самая простая. Совершаются хищения в особо крупном размере крупного рогатого скота, сельхозтехники и другого имущества сельхозпредприятий.

Во всех схемах, активно используются те самые разовые «волонтеры» для физического и психологического воздействия на несогласных с действиями Коблева и компании.

Чтобы описать все преступления, совершенные коблевской ОПГ за время ее существования, придется поднимать постоянно пополняющиеся материалы многотомных дел, находящихся в распоряжении правоохранителей, но еще не доведенных до логического конца, в частности, усилиями того же Аслана Трахова, тестя Коблева, а по совместительству – председателя Верховного суда Адыгеи. Достаточно выделить наиболее значимые и резонансные, которые известны любому жителю Адыгеи.

Так, в декабре 2011 г., путем сговора Коблева с директором ООО «Агрофирма «Упорная» (ст. Упорная, Лабинского района) Штепой М. А. были выведены активы этого сельхозпредприятия (ежегодная прибыль составляла 80-90 млн рублей) на вновь созданное ООО «Санга». В результате, коблевская «Санга» получила по договорам уступки права на аренду 4000 га земельных участков, незавершенное сельхозпроизводство и удобрения. Ущерб составил около 100 млн рублей. По данному факту СО Лабинского РОВД было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 201 (злоупотребление полномочиями) в отношении Штепы М.А.

Директором ООО «Санга» Коблев назначил свое доверенное лицо – Вячеслава Выкова. Целью махинации ставилась дальнейшая продажа урожая и бывших активов ООО «Агрофирма «Упорная» другому лицу. Однако, в рамках арбитражного производства по делу о банкротстве ООО «Агрофирма «Упорная», на права аренды земли и выращенный урожай был наложен арест. Коблеву удалось обойти это препятствие благодаря начальнику межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Краснодарскому краю Погосяну Г.А. Тот изъял данное исполнительное производство из Лабинского райотдела и передал его своей подчиненной Ковалевой В.В., которая благополучно спустила производство на тормозах.

В результате, урожай, на общую сумму около 80 млн рублей, был собран, без документального учета вывезен большей частью в Адыгею и продан.

По данному факту СО по Центральному округу г. Краснодара СУ СК РФ возбуждено уголовное дело в отношении Ковалевой В.В. по ч.1 ст. 293 УК РФ – халатность. В отношение Выкова В.В. решение о возбуждении уголовного дела по ч.4 ст. 160 УК РФ не принято.

Аналогичная история произошла с ООО «Агрофирма «Приморская». Но в данном случае, понес убытки «Россельхозбанк», перед которым агрофирма имела задолженность на сумму 150 млн. рублей. Деньги для банка оказались безнадежно потерянными.

Более того, пострадавшими в этом деле стали пайщики земельных участков «Приморской». В результате запугивания, угроз в адрес их семей они вынуждены были отказаться от своих прав. Так был обеспечен перевод прав аренды всех земель сельхозназначения «Приморской» в ООО «Восход», вновь созданное предприятие, интересантом которого стал Аслан Курузов, депутат заксобрания Краснодарского края. Он же является тестем Рустама Трахова (сына председателя Верховного суда Адыгеи Аслана Трахова), пребывающего в должности председателя Прикубанского районного суда Краснодара.

Директором «Восхода», по указанию Коблева, стал зять Курузова – Кузьмин И.Д.

В период с 4 по 16 октября 2012 года, путем взлома зернохранилищ ООО «Агрофирма «Победа», расположенных на территории Отрадненского района Краснодарского края, в рамках исполнительного производства, на основании решения того же судебного пристава-исполнителя Ковалевой В.В., была изъята сельхозпродукция на сумму 25 млн рублей. Имущество передано на ответственное хранение Руслану Шнахову, члену коблевской ОПГ, работавшему ранее вместе с Коблевым в УФССП по республике Адыгея. Место хранения арестованной продукции Ковалева определила в республике Адыгея. Силовым обеспечением изъятия продукции занималась группа из 20-25 криминальных элементов, под непосредственным руководством членов ОПГ Малаева С.А., Шнахова Р.М. и Королева В.В.

Прибывшие на место инцидента представители районной прокуратуры и полиции не смогли повлиять на происходящее.

По данному факту, Новокубанским МРСО СУ СК России по Краснодарскому краю 18.10.2012 возбуждено уголовное дело в отношении Ковалевой В.В. по ч.1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), а двумя годами позже, 20.09.2014, уголовное дело по факту растраты Шнаховым Р.М. сельхозпродукции ООО «Агрофирма «Победа». Сумма ущерба составила более 100 млн. рублей.

Это лишь мизерная часть преступлений, совершенная ОПГ Коблева при покровительстве его тестя Аслана Трахова. Стоит ли упоминать о банальных аферах со страховыми компаниями и т.п? Пожалуй, с этим лучше справятся федеральные следственные органы. И их наверняка заинтересует более значимая и менее заметная фигура в этом криминальном бизнесе.

Серый кардинал коблевской ОПГ

По сути, Каплан Коблев – мелкий жулик, которому повезло породниться с сильным мира сего, председателем Верховного суда Адыгеи Асланом Траховым. Попытка «сольной карьеры» Коблева не увенчалась успехом, когда он решил бросить свою жену – дочь Трахова, Сусанну. Его дела сразу пошли под откос, но он вовремя одумался и вернулся в лоно «царственной» семьи. Поэтому, сам по себе он не представляет ни для кого особого интереса.

Другое дело, его «правая рука» — Аслан Патоков. О нем мало что известно. И в основном, с его слов. Подтвердить или опровергнуть их сложно, поскольку он опирается на уже погибших авторитетов, скрывающихся от правосудия лиц или отбывающих срок наказания. Но из того, что он проскользнул между капель дождя и вышел сухим из дел можно сделать вывод — он либо очень везучий (что маловероятно – с таким счастьем и на свободе), либо является «доверенным лицом» тех, кто стоял по другую сторону баррикад — оперативников Управления по борьбе с организованной преступностью.

Вынырнул он из 90-х. Хвалился близким знакомством с криминальными авторитетами. Участвовал, по его словам, в крупных разборках. Так же, как и Рауф Арашуков, обвиняемый в организации резонансных убийств в КЧР, Аслан Патоков не заявлял вслух о своей причастности к преступлениям того периода, но ясно давал понять окружающим, что «способен решить любую проблему». В виду определенных причин, он вынужден был «залечь на дно», пока не увидел потенциал в Адыгее. Он и предложил свои услуги Коблеву. Ну а человек с таким богатым криминальным опытом, как Патоков никогда не будет лишним в ОПГ. И Патоков это доказал.

Одним из ярких его дел 2014-2016 гг., является «мягкий отжим» гостиничного комплекса «Гузерпиль», расположенного в одноименном поселке Адыгеи. Приблизительная стоимость комплекса составляет 80 млн рублей.

Суть аферы в том, что в виду сложившихся обстоятельств, потерпевшие Медведев Н.Н и Тишков В.М. были введены в заблуждение и под предлогом оказания юридической помощи, доверились Патокову. Переоформили на него права требования в судебном процессе, путем фиктивного дарения гостиничного комплекса «Гузерпиль». В итоге махинации, потерпевшие не получили никаких денег за свое имущество, как, собственно и не смогли вернуть само имущество.

Став владельцем «Гузерпиля», Патоков подстраховался и переоформил часть гостиничного комплекса на дочь Аслана Трахова, Сусанну, путем дарения. Вообще, Сусанна родилась под счастливой звездой. Ей регулярно делают подобные подарки даже абсолютно неизвестные ей люди. И сколько имущества в настоящее время находится в ее распоряжении, знает, наверное, только регистрационная палата. Впрочем, это не станет препятствием для съемочной группы запечатлеть для истории все, что «нажито непосильным трудом» клана Траховых.

Но, вернемся к «Гузерпилю». По данному факту СК по РА, в октябре 2017 года возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ. Дело активно расследовалось до декабря 2017 года, но с января 2018, практически никаких действий по нему не велось. Большая часть свидетелей не допрашивалась. По неофициальным заявлениям сотрудников СК, на следственный комитет оказывалось давление со стороны председателя ВС РА Трахова А.И.

Но, несмотря ни на что СК все-таки удалось завершить расследование уголовного дела в отношении Патокова и отправить его в суд. Сторона обвинения просила для главного фигуранта семь лет лишения свободы, так как его вина по материалам следствия была полностью доказана.

Ну а 29 мая текущего года, Майкопский районный суд РА полностью оправдал Аслана Патокова в связи «с неустановлением события преступления».

Что послужило мотивацией для 70-летнего председателя ВС РА Аслана Трахова применять свой административный ресурс для спасения Патокова – остается пока загадкой. Возможно, возрастные явления, вкупе с многолетней (более 20 лет) несменяемостью в должности притупили чувство адекватности и служебного долга. Не касаясь вопроса о ротациях в судейском корпусе, которые, судя по всему, обошли Адыгею стороной, хотелось бы напомнить, что исходным принципом профессиональной этики юриста является принцип господства права, верховенства правового закона. Выступая в глазах общества в роли блюстителя закона, судья должен показывать образец его неукоснительного соблюдения. Нарушение закона подрывает веру в незыблемость и авторитет права. Первостепенное значение для судьи имеет нравственный принцип непрмиримости к несправедливости, что должно лежать в основе его профессиональной чести и исполнения служебного долга. Но, как показала практика, Трахов А.И. был далек от подобных рассуждений. Стремясь удовлетворить непомерный аппетит своего зятя и его подельников, будучи не в силах их обуздать, он оказался марионеткой в их руках. Или, что еще хуже, является идеологом преступной группы. Правда, не исключено, что Патоков имеет серьезный компромат на семейный клан Траховых. Вполне возможно, благодаря этому компромату ему удастся в свое время занять место лидера в этом криминальном сообществе, если никто не остановит.

Кстати, отец и сын Арашуковы «дружили» с высокопоставленными представителями силовых структур и судейского корпуса (часто, при этом, имея на них компромат). Однако, это их не уберегло от возмездия.

Аслану Трахову следовало бы навести справки о Патокове, прежде, чем вводить его в свой ближний круг. Думается, что правоохранительные органы предостерегли бы председателя ВС РА от этого необдуманного шага. Однако, пойдя на поводу у своего зятя, Аслан Измайлович взял Патокова под крыло. Теперь, это покровительство может выйти боком семье Трахова. В маленькой Адыгее «подвиги» Коблева и Патокова не являются секретом, особенно для тех, кто им противостоит – МВД, ФСБ, прокуратура, Следственный комитет. Можно предположить, что у силового блока собрано немало материалов в отношении этой криминальной группы, и они ждут своего часа. А этот час, судя по набирающему обороты маховику борьбы с коррупцией в России, не за горами.

Не будем, по тактическим соображениям, упоминать тех, с кем удалось пообщаться на эту тему. Вполне возможно, что некоторые из них, в скором времени, выступят в качестве свидетелей в деле Патокова и Коблева.

Р.S.

В мае текущего года Аслан Трахов, с почетом отправлен на пенсию. В заключение, хотелось бы пожелать процветания гостеприимной Адыгее и ее жителям. Плодотворной работы на благо республики ее руководству и новому председателю ВС, избавления от криминального балласта и перевода работы судебной системы в рамки неукоснительного следования закону.

Источник