Политика:

Ассоциация «не липовых казаков»

25.03.2013

Не так давно в Москве решили порадовать российских казаков очередной реформой: Совет при Президенте по делам казачества решил создать Общероссийскую ассоциацию казачьих обществ.

1542

Не так давно в Москве решили порадовать российских казаков очередной реформой: Совет при Президенте по делам казачества решил создать Общероссийскую ассоциацию казачьих обществ.

В ассоциацию планируется ввести одиннадцать казачьих войск, внесенных в государственный реестр, также ведутся переговоры и с казачьими обществами, не зарегистрированными в Министерстве юстиции.

Об этом в интервью газете "Известия" рассказал глава Центрального казачьего войска, член вышеупомянутого Совета Валерий Налимов. По его словам, ассоциация должна быть создана в ближайшие два месяца в рамках Стратегии развития казачества до 2020 года. Цели вроде как благие – объединить разрозненное казачье движение, запрячь в одну упряжку "коня и трепетную лань" – реестровое и не реестровое казачество.

– Базой для ассоциации станут одиннадцать зарегистрированных казачьих обществ, – говорит Валерий Налимов, – затем путем переговоров и при дальнейшем сотрудничестве мы будем и их привлекать к вступлению. Есть, конечно, те, кто будет против, но ассоциация будет создана.
"Известия" также ссылаются на неназванный источник в администрации президента, считающий выгодным для самих казаков вступление в единую ассоциацию. В администрации президента объявили, что тут "станет ясно, где настоящие казаки, а где липовые". Под липовыми, надо полагать, подразумеваются те, кто может не захотеть вступать в это самое войско. Что, по меньшей мере, странно: с каких это пор "липовость" казаков стала определяться исключительно по причине их желания или нежелания вступить в некую новодельную организацию, не имеющую ровно никаких корней в казачьих традициях. Так же, как и, собственно, Центральное казачье войско, атаман которого, как мы видим, активно поддерживает эту идею – исторически оно никогда не существовало, появившись лишь в девяностые годы.
Сами казаки отнеслись к перспективе создания казачьей ассоциации, мягко говоря, неоднозначно. "Известия", к примеру, приводят слова атамана Терско-Сунженского окружного казачьего общества Терского казачьего войска Анатолия Черкашина, заявившего, что их казачье общество "никуда входить не будет, и объединяться они не намерены".
О том, что думает по этому поводу (равно как и о всех иных попытка всероссийского объединения казаков) представители кубанского казачества, корреспондент "НГК" решил узнать у депутата Законодательного собрания края, экс-атамана Кубанского казачьего войска Владимира Громова.


– В последнее время тема казачества все чаще поднимается на страницах как центральной, так и региональной прессы: кто такие казаки, чем они занимаются и чем могут быть полезны России. Этот вопрос обсуждают государственные деятели, священнослужители, рядовые граждане, наконец, сами казаки и их атаманы. Этот внезапный интерес к казачеству, в том числе и со стороны властей, не может не вызвать настороженности, особенно на фоне того, что вопрос о самоидентификации казачества остается открытым. Так же, как и вопрос о его численности – тут очень широкий разброс. Государственная стратегия развития казачества называет численность всех казаков (то есть тех, кто состоит в государственном реестре) в восемьсот тысяч. Однако некоторые определяют численность всех российских казаков цифрой на порядок больше – от семи до девяти миллионов. На чем основаны эти подсчеты – непонятно, но они многих вводят в заблуждение, порождая различные иллюзии. Если столько казаков, почему бы им не создать казачью партию, например, что, собственно, и сделали. Правда, не совсем понятно: чьи интересы она представляет? Сами казаки считают себя народом, в переписи населения два раза указывалась в графе "национальность – казак", в официальных документах казачество называют "этнокультурной группой". Но, простите, российское законодательство ведь запрещает создавать партии по этническому признаку. И тот, кто создает "казачью партию", по сути, отказывает казакам вправе называться народом. Есть другое мнение, особенно часто педалируемое некоторыми "государственными мужами", что казачество – это сословие. Ну, или если переводить на современный язык, своего рода, профессиональная деятельность. Но и по этому признаку у нас нельзя создавать партию. Что же получается, партия сама по себе, а российские законы сами по себе?
Все это заставляет меня вспомнить атамана Союза казаков России Александра Мартынова, в свое время сказавшего хорошие слова: "Не дай бог, власть полюбит казачество. Она задушит казаков в своих объятьях". Это было сказано в середине девяностых, и сейчас, как мы видим, что-то подобное и происходит. Уже высказывались идеи о создании некоего Всероссийского казачьего войска и, соответственно, избрания всероссийского казачьего атамана. По сути, это будет означать упразднение исторических казачьих войск и превращение их в отделы этого самого Всероссийского войска. Но позвольте, разве не мы все время говорили во всех документах, во всех кабинетах о сохранении традиций, обычаев, о возрождении казачества как этнокультурной общности? Все казачьи войска имеют свои традиции, свое историческое наследие, вообще, много чем отличаются друг от друга. О каком сохранении традиций может идти речь, когда все войска сольют в одно?
Нам порой говорят, что верховный атаман – это в казачьих традициях, что уже был таким атаманом наследник престола в Российской империи. Аналогия неверная – наследник престола был не верховным, а августейшим атаманом. Это был почетный титул, ни к чему наследника не обязывающий и никаких особых прав ему не дающий. Ну, кроме разве что права носить казачью форму. А сейчас – это будет уже бюрократическая структура, занимающаяся именно тем, что будет командовать казаками. Есть подозрение, что эту должность – верховного атамана готовили под какого-то чиновника в Москве.
К чести Кубанского казачьего войска надо отметить, что оно выступило решительно против подобных инициатив. И сейчас ходят слухи, что в этом году объединительный съезд-таки не состоится. А еще говорят, что он не состоится вообще. Вот и появилась новая идея создания пресловутой ассоциации. Но и эта идея бредовая – хотя бы по той причине, что большинство потомков природных казаков в реестровых войсках не состоят и, соответственно, выпадают из этой ассоциации. Родовых казаков и их потомков в стране около двух с половиной миллионов, притом что в государственном реестре, как я уже говорил, состоит около восьмисот тысяч.
Тут надо еще понимать, что силой никто в эту ассоциацию никого не загонит. Вот и придумали эту отговорку, кто, мол, не вступил, тот "липовый". Но сдается мне, что кто тут будет "липовым", еще надо будет посмотреть. Вам, наверное, не раз доводилось встречать по отношению к казакам определение "ряженые", то есть те, кто одел форму не соответствующую ни его действительному статусу, ни статусу его предков. Могу сказать, что когда началось возрождение Кубанского казачьего войска, то там были по преимуществу именно потомственные казаки. "Ряженые" там если и появлялись, то долго не задерживались. А вот сейчас, если будет создана эта самая Ассоциация, я боюсь, что как раз там "ряженых" будет достаточно, особенно если посмотреть, кто выступает инициатором ее создания. Так что еще надо посмотреть, кто и как делает казаков "липовыми". А если серьезно – дайте казачьим войскам заниматься внутренним устроением, воспитанием казачьей молодежи, реальным воскрешением той самой "этнокультурной" общности. Именно это сейчас ему нужно, а не очередные "реформы" из Москвы, непонятно кому
и зачем надобные.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ