Политика:

«Базэл Аэро»: полеты во сне и наяву

18.05.2015

Воздушные ворота Кубани стали тормозом для развития курортной отрасли края

1269

Воздушные ворота Кубани стали тормозом для развития курортной отрасли края

Накануне открытия очередного курортного сезона, 21 апреля, министр транспорта РФ Максим Соколов провел в Краснодаре совещание, на котором жестко раскритиковал работу подрядчика по реконструкции краснодарского аэродрома – инжиниринговой корпорации "Трансстрой", которая сорвала сроки ввода обновленной полосы в эксплуатацию более чем на два года. "Работа на летном поле практически заморожена!" – возмутился Соколов. Посадки самолетов выполняются на временную полосу – специально реконструированную магистральную рулежную дорожку, которая заменяет основную полосу на период ее реконструкции. Накануне приезда министра в край состоялось знаковое судебное заседание. Был рассмотрен иск о взыскании ущерба с международного аэропорта Краснодара. Истцом выступило ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)", которая намерена взыскать 33,4 млн. рублей с международного аэропорта Краснодара за нанесение ущерба объекту федерального имущества "Перрон МС-5". В преддверии Олимпиады в Сочи на территории аэропорта Пашковский в г. Краснодаре компания "Базэл Аэро", подконтрольная Олегу Дерипаске, должна была построить вспомогательные терминалы. В конце сентября 2013 года были начаты строительные работы. Руководство аэропорта отрапортовало о том, что первый этап завершен в январе 2014 года, а второй – в июне 2014 года. Однако в ходе проверки контролирующими органами вскрылись вопиющие нарушения работ, из-за чего перрон МС-5 был разрушен. Поскольку объект находится в аренде краснодарского аэропорта, то для строительства вспомогательных терминалов необходимо было получить разрешение от профильных ведомств. По этому поводу у контролирующих органов возникло много вопросов.

Руководство аэропорта в свое оправдание заявило, что Росавиация, якобы, на словах им объясняла, что разрешение на строительные работы на перроне не требуется. Эти беспомощные попытки объяснить столь вольное отношение к проектно-разрешительной документации режимного объекта у юристов, участвовавших в процессе, вызвали недоумение. Речь ведь идет не о сооружении детской песочницы! Тем не менее, в ходе судебного заседания стороны пришли к мировому соглашению. Администрация аэропорта, понимая шаткость своей позиции, выразила готовность выплатить этот иск.

Олег Дерипаска родом из Усть-Лабинского района Краснодарского края. Здесь он реализует большое количество всевозможных проектов. Так что поначалу в 2007 году приход "Базэл Аэро" к управлению Пашковским аэропортом был воспринят кубанскими властями и жителями края с энтузиазмом. В течение 5 лет компания фактически эксплуатировала объект в первоначальном виде, не вкладывая в него средства. Когда же запас былой прочности иссяк и стало очевидным, что федералы не поскупятся с выделением средств на реконструкцию краснодарского аэропорта, ведь на носу Олимпиада, "Базэл Аэро" в 2012 году поспешил заявить об амбициозных планах – вложить 7,14 млрд. рублей в реконструкцию краснодарского аэропорта. Причем было обещано до конца 2013 года построить в Пашковском микрорайоне новый терминал международных авиалиний уже, а к 2017 году выстроить заново основной терминал. В рамках частно-государственного партнерства Минтранс взял на себя обязательство расширить и модернизировать взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки и другую инфраструктуру. Свои обещания он выполнил в срок и сполна, а Дерипаска и другие акционеры – нет. Начались бесконечные корректировки планов. За год до Олимпиады, в 2013-м, когда на Кубани под строжайшим контролем со стороны МОК один за другим возводили сложнейшие объекты общественного назначения, "Базэл Аэро" в 2013 всего-то отремонтировал и дооборудовал старое здание аэропорта. Вместо обещанного компанией расширения международного и внутреннего терминалов "за счет быстровозводимых пристроек" были возведены пристройки на скорую руку, срок сдачи которых был сильно затянут. Одним словом, замах был на рубль, а сделали на копейку. Дело дошло до того, что бывший губернатор Ткачев, выступая в феврале 2013 года перед депутатами ЗСК, назвал аэропорт краевого центра "позором города". Для подобной резкости у него были самые веские основания. С ноября и до конца 2013 года краснодарский международный аэропорт ограничил прием и отправку самолетов, были отменены все рейсы с 8:00 до 14:00. Скандал поднялся невообразимый, и заявление представителя "Базэл Аэро" о том, что сокращение количества рейсов связано с реконструкцией аэродрома, было воспринято в крае, как очередная попытка переложить ответственность за форс-мажор на плечи других.

Буквально за считанные дни до начала Олимпиады "Базэл Аэро" отрапортовал о том, что ремонт в международном терминале завершен, вследствие чего пропускная способность нового сектора выросла более чем в три раза – с 200 до 700 пассажиров в час. Но жители Кубани, уставшие от обещаний и бесконечных корректировок планов, этого не почувствовали. Кстати, оценка агентства "АвиаПорт" качества пассажирской инфраструктуры и уровня обслуживания пассажиров в Краснодарском аэропорту в "1,5 звезды" из пяти возможных совпала с тем, что они увидели. "Это означает низкий и очень низкий уровень комфорта", – пояснили аналитики "АвиаПорта".

Летом 2014 года с очередной проверкой нагрянул Александр Ткачев. Губернатор вновь обратил внимание руководителя компании на внешний вид и количество уличных ларьков. "Это аэропорт международного класса, он должен быть лицом Краснодара", – подчеркнул тогда губернатор, недовольный зоной прилета, созданной на время реконструкции терминала внутренних линий, а также нарушением сроков выполнения работ. Он указал на то, что работы нарушают комфорт пассажиров. В частности, поступают жалобы на задержки багажа. И буквально в течение недели произошел очередной сбой в багажном отделении. В результате, на борт несколько внутренних рейсов в Москву, Санкт-Петербург, Мирный и Новосибирск не взяли чемоданы более 100 пассажиров. К осени 2014 года череда конфликтных ситуаций вокруг аэропорта не утихала, а только нарастала. Так, стало известно, что Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) подало в Московский арбитражный суд иск к подрядчику по реконструкции аэродрома – инжиниринговой корпорации "Трансстрой", которая на тот момент еще принадлежала Олегу Дерипаске. Дело касалось реконструкции аэропорта Краснодара и срыва всех возможных сроков. Следует отметить, что впоследствии Росавиация не смогла отсудить у "Трансстроя" искомую сумму: 15 апреля этого года стало известно, что девятый арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение нижестоящего суда, который отклонил иск Росавиации.

После проведения зимней Олимпиады в Сочи встал ребром вопрос олимпийского наследия. На Кубани был разработан не менее амбициозный проект по превращению курортов Черноморского побережья в круглогодичные. Стремление властей организовать прямые перелеты из Сибири и Дальнего Востока не через Москву снова уперлись в ограниченные возможности краснодарского аэропорта, который по-прежнему остается узким бутылочным горлышком, тормозящим развитие региона.

Понимая, что миф о корректировках уже больше не работает, "Базэл Аэро" в январе этого года заявила о новом проекте развития Международного аэропорта Краснодар, который включает две очереди – реконструкцию действующего терминала и строительство нового аэровокзала. Проект по строительству нового аэровокзала, реализация которого намечена на 2018 год, находится в стадии утверждения. По последним данным инвестиции составят 10 млрд. рублей, включая собственные средства компании и привлеченные. В компании сообщают, что вторая (2018 – 2027 годы) и третья фазы (2027 – 2042 годы) второй очереди предусматривают дальнейшее развитие аэровокзального комплекса и создание на его базе мультимодального транспортного узла. Очередное громкое заявление "Базэл Аэро" широко обсуждалось в СМИ fedpress.ruhttp://fedpress.ru/news/econom/reviews/1431493044-pereobutsya-v-vozdukhe-bazel-aero-khochet-vmesto-aeroporta-krasnodara-menee-ambitsioznyi-proekt. В одной из указанных публикаций приведены слова депутата Госдумы Сергея Обухова о том, что недавно компания "Базэл Аэро" получила серьезные налоговые послабления от Законодательного собрания Краснодарского края: "То есть теперь краевые налоги компания будет выплачивать по минимальным ставкам, это означает большие потери для бюджета", – высказывает опасения парламентарий. Обухов считает, что компания не способна здраво распорядиться выигранными средствами. Депутат предупреждает: "Кстати, бюджет края недополучит внушительную сумму из-за предоставления налоговых льгот для "Базэл Аэро", но, простите, все эти деньги они уже потратили, заплатив штраф за свою бесхозяйственность и неэффективность. Сейчас безопасность полета оказывается под угрозой: по моим данным, сейчас не проводится положенного медосмотра сотрудников аэропорта, которые в том числе отвечают за безопасность полетов, а если вследствие этого произойдет какая-то беда? Это вопрос нашей безопасности. Оказывается, они опять не заключили соответствующий договор. Или доплаты за вредные условия сократили, и в итоге нарушаются все мыслимые нормы охраны труда". Сергей Обухов намерен требовать от Счетной палаты проверки относительно выделенных денег на реконструкцию: "Под это дело можно говорить все что угодно: что они там хаб построят, полухаб, хату, все что угодно в перспективе 2018 года. Но у нас нет даже нормальной взлетно-посадочной полосы. Вот с чего надо начинать. Остальное дело десятое. Я так понимаю, все эти разговоры по поводу масштабного строительства ведутся для того, чтобы получить опять бюджетные деньги", – не сомневается Обухов. Судя по всему, кредит доверия к "Базэл Аэро" и его владельцу у исполнительной и законодательной власти региона подошел к концу.