Уже много лет Россия выводит на чистую воду, ловит и сажает коррупционеров, а они все не исчезают из нашей жизни. Почему?
1326
Уже много лет Россия выводит на чистую воду, ловит и сажает коррупционеров, а они все не исчезают из нашей жизни. Почему?
Громкие скандалы с Оборонсервисом, строительством космодрома и т.п., показательные посадки, выходит, никого не пугают и главной своей цели не достигают? В то время, как профилактические мероприятия по предупреждению правонарушений коррупционной направленности ушли на задний план. Изловить коррупционера и наказать стало важнее, чем предостеречь чиновника и тем самым сохранить его для общества.
В каждом уважающем себя ведомстве создана сегодня специальная антикоррупционная комиссия . Вот и в структуре Росприроднадзора вопросами противодействия коррупции и предупреждения поступков коррупционного характера занимается специально созданная комиссия. Насколько эффективна работа этой комиссии, задались мы вопросом.
В начале сентября пресс-служба краевого управления СКР распространила информацию о возбуждении уголовного дела в отношении одного из должностных лиц управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Дело было возбуждено по материалам, поступившим из управления ФСБ по Краснодарскому краю. Замначальника отдела в управлении Росприроднадзора подозревается в совершении преступления, предусмотренного ст. 293, ч. 1 УК РФ – "халатность".
По версии следствия, в марте 2013 года в районе станицы Северской произошло загрязнение почв нефтепродуктами, в связи с чем виновная в разливе нефтепродуктов организация была привлечена к административной ответственности. Также управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Росприприроднадзора) было выдано предписание об устранении допущенных нарушений, проведении очищения загрязненных земель и подан иск в суд о возмещении вреда. Устранить все нарушения необходимо было к октябрю 2013 года.
К указанному сроку на загрязненном участке земли в ходе очередной проверки было вновь установлено превышение фонового показателя концентрации нефтепродуктов в почве. "Заместитель начальника отдела Росприроднадзора, – указано в пресс-релизе СУ СКР, – проявляя халатность, составил акт о выполнении предприятием предписания, при этом не проверил проведение очищения загрязненной почвы до допустимого уровня, не отразил превышение концентрации нефтепродуктов и не составил административный протокол в связи с вновь выявленными нарушениями. В результате данная информация не была передана в Арбитражный суд, что привело к невозможности взыскания с организации имущественного ущерба, причиненного окружающей среде, размер которого превысил 11 миллионов рублей".
Информация эта получила впоследствии широкое распространение в краевых и федеральных СМИ, хотя само по себе инкриминируемое сотруднику Росприроднадзора преступление не является тяжким. Но надо понимать, что возможность совершения подобных, пусть даже нетяжких, преступлений, становится очевидной, когда этому способствуют такие факторы, как коррупциогенная среда либо низкий уровень квалификации специалистов.
Так ли это на самом деле, мы решили выяснить, как говорится, из первых рук и обратились с вопросами к руководителю управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Роману Молдованову.
Перед руководителем управления Росприроднадзора были поставлены следующие вопросы:
1.Каков процентный состав сотрудников управления с профильным образованием по отношению к общей численности персонала?
2.Какие мероприятия проводятся в плане противодействия коррупционным проявлениям среди сотрудников?
3.Сколько уголовных дел в отношении сотрудников Росприроднадзора было возбуждено за последние 3 года? Были ли за эти три года факты увольнения со службы в Росприроднадзоре в связи с профнепригодностью либо по морально-деловым качествам?
4.Из каких структур и вузов привлекаются на работу в Росприроднадзор молодые специалисты? Какие требования предъявляются к соискателям вакансий?
5.Какие профилактические мероприятия проводятся Управлением в целях предупреждения и недопущения правонарушений коррупционного характера?
Ответ на поставленные вопросы мы решили опубликовать полностью, чтобы читатель был в курсе, какими нормативно-правовыми актами руководствуется в своей работе Росприроднадзор. Ведь, отвечая на наши вопросы, г-н Молдованов как раз и ссылается на некоторые из них:
"На Ваш запрос (исх. № 99 от 11.09.2015), поступивший в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление) 14.09.2015, сообщаю, что на инспекторских должностях в Управлении работают сотрудники, окончившие ВУЗы Краснодарского края и иных субъектов Российской Федерации, имеющие государственную аккредитацию, по профильным специальностям (экологическая, юридическая и т. д.).
Прием на работу осуществляется на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В целях противодействия коррупционным проявлениям в Управлении создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих, урегулированию конфликта интересов и по противодействию коррупции, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 ФЗ № 273 "О противодействии коррупции", Указом Президента Российской Федерации на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты 1 [резидента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции от 13.03.2012 № 297, перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 30.10.2013 № Пр-2689; постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 "О порядке сообщения отдельными категориями о получении подарка, в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации", кодексом этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 17.02.2014 г. № 94 и др."
К сожалению, ответ г-на Молдованова не содержит информации по вопросу № 3 о фактах привлечения сотрудников Росприроднадзора к уголовной или дисциплинарной ответственности. Сколько таких случаев было в крае – нам неизвестно, хотя редакция располагает информацией о так называемом коррупционном скандале, произошедшем в 2012 году в региональном отделе Федерального экологического надзора (РОФЭН) г. Новороссийска, когда сразу несколько должностных лиц РОФЭН были привлечены к административной ответственности, один сотрудник предстал перед судом, а начальник отдела Руслан Мантиков в ноябре был уволен с государственной службы "в связи с утратой доверия". Правда, уже через месяц решением Октябрьского районного суда Новоросссийска с Мантикова были сняты все наложенные на него взыскания, и он восстановлен на работе.
Тогда в ходе следствия было установлено, что государственные инспекторы РОФЭН В. Бурсайлова и В. Сидоренко с нарушением законодательства изъяли у местного предпринимателя Р. Гасанова два квадроцикла, возбудив в отношении последнего административное дело. Замначальника РОФЭН И. Шургалюк подписал постановление об административном правонарушении, не уложившись в процессуальный срок (два месяца), а со значительным опозданием, что тоже является нарушением КоАП РФ.
Затем бывший эксперт РОФЭН К. Хачатрян (на момент описываемых событий являвшийся специалистом кадрового резерва Росприроднадзора) предложил Гасанову за вознаграждение в 100 тысяч рублей помочь вернуть квадроциклы.
Гасанов согласился на сделку, но при этом заявил в следственные органы. Хачатрян был задержан с поличным и позднее осужден Октябрьским райсудом Новороссийска на 1,5 года условного лишения свободы.
Как следует из материалов дела, Хачатрян действовал в сговоре с Мантиковым, но экс-начальник РОФЭН каким-то образом избежал уголовного преследования и даже, как было упомянуто выше, добился через суд восстановления его на работе. Правда, в конце 2012 года РОФЭН, как территориальное подразделение Росприроднадзора был вообще упразднен, и Мантиков снова получил "отставку".
По представлению следственного отдела СКР по г. Новороссийску в рамках расследуемого уголовного дела комиссия управления Росприроднадзора провела собственную служебную проверку и пришла к неутешительному выводу. Причинами и условиями, которые способствовали совершению дисциплинарных проступков как со стороны начальника РОФЭН Мантикова, так и его подчиненных, является "незнание нормативно-правовых актов, отнесенных к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, регламентов и иных актов Росприроднадзора, Законодательства РФ".
Нет сомнения в том, что таких, как Мантиков, еще хватает. Да и не только в Росприроднадзоре – в каждом госоргане есть свой Мантиков. Так что, есть над чем еще работать, и руководству Росприроднадзора тоже.
Чем закончится последнее уголовное дело по факту разлива нефтепродуктов в Северском районе, судить не беремся, ибо следствие по данному делу еще не закончено. Отрадно, что руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Роман Молдаванов выразил готовность делиться с прессой информацией, имеющей общественное значение, в том числе и о коррупционных проявлениях.
Сергей ЛАДОЖСКИЙ