Депутаты ЗСК приняли в первом чтении закон о мотивации при реализации национальных проектов
1700
В будущем Законе, как обещают, пропишут «критерии поощрения за эффективную работу» и наказания за «сбои в реализации» национальных проектов. Как пояснил первый вице-губернатор Александр Руппель, будет пересмотрена система мотивации «гражданских служащих». В ней будет предусмотрено привлечение к ответственности тех, по чьей вине реализация проектов «затрудняется».
Интересная новелла. Можно сказать, чуть перефразируя советскую классику, «закон не читал, но мнение имею». Точнее, законопроект, закона пока ещё нет, но скоро будет, без сомнения. Сразу бросается в глаза, что со времени принятия нацпроектов прошло уже 3,5 года, а систему мотивации собираются только сейчас. А что случилось? Ну, в чем мотивация принятия «закона о мотивации»? По уму, как представляется, сия мотивация должна присутствовать с первого дня реализации нацпроектов. Но если все эти годы никто на этот ключевой момент не обращал никакого внимания, и тем не менее всё шло как нельзя лучше (об этом, по крайней мере, в один голос твердили все официальные сообщения), то зачем потребовалась какая-то дополнительная мотивация?
Да и как она будет выглядеть на практике? Вряд ли она представляет собой благодарность или почетную грамоту. Скорее всего, деньги. И, в противовес им, отрицательные стимулы – всякие выговоры, система депремирования и прочее. Так вот, премии в административной системе – это обычная практически ежеквартальная доплата к зарплате (в разных департаментах и министерствах устроено по-разному, в нашем случае – не суть важно).
Судя по всему, будут время от времени выделять отдельный фонд для поощрения отличившихся в реализации нацпроектов. Что повлечёт короткие, но подчас весьма решительные подковерные баталии, которые пройдут в два этапа. На первом руководители будут сражаться за больший кусок пирога для своей структуры, а на втором они уже будут парить над схваткой и наблюдать, как тем же самым занимаются их подчинённые для своих отделов, управлений, либо себя лично.
Как же определить самых заслуженных и достойных, в случае успеха? Да никак. Допустим, в течение года построили школы, детсады и прочие объекты. Их записали в «исполнение нацпроектов» и объявили успехом. Нужно награждать. Кого? Строители сразу вычеркиваются. Они уже получили свои сладкие подряды, и вообще эти деньги предусмотрены для «гражданских служащих». А дальше идёт чисто чиновничье измерение: кто-то организовал и провёл совещание и заседание, да не одно, кто-то написал какие-нибудь замечания, кто-то делал «свод» поступивших от разных департаментов предложений, кто-то написал удачный отчет наверх, кто-то пиарил сии действа и т. д. и т. п. Вряд ли найдутся наивные люди, которые полагают, будто финансовое поощрение подобных действий хоть как-то способно сказаться на количестве и качестве социальных объектов.
Ну и, конечно, наказание. Примерно то же самое. За что наказать чиновника? Ну задержал на пару дней ответ на запрос или отправку отчета. Не смог внятно ответить на совещании на вопрос начальника, чем вызвал его гнев и т. д. и т. п. Опять же никакого отношения к жизни граждан, её удобству и безопасности это не имеет. Всего лишь дополнительные кнуты и пряники для начальства в отношении мелких клерков, максимум руководителей среднего звена. У большого начальства понятия о поощрении и наказании несколько иные. Ну а клерков из администрации можно поздравить. Может быть, чем-то поощрят дополнительно. Жизнь-то ведь у них – не сахар.