Политика:

Депутаты и общественники о карантине на Кубани

02.04.2020

Корреспондент «НГК» обратился к лидерам общественного мнения с вопросом: как они оценивают действия краевых и местных властей по борьбе с коронавирусом

Автор: Денис Шульгатый

1955

Карантин, связанный с мерами по борьбе с пандемией COVID-19 свалился на жителей Кубани как снег на голову, многих застав врасплох. Корреспондент «НГК» обратился к лидерам общественного мнения с вопросом: как они оценивают действия краевых и местных властей по борьбе с коронавирусом и откуда, по их мнению, вообще взялась зараза, от которой сейчас лихорадит весь мир.

Наталья Костенко, депутат Госдумы от Краснодарского края, заместитель председателя комитета по контролю и регламенту:

О причинах этой пандемии я разумеется не знаю и никто пока не знает, как мне кажется. Что же до действий местных властей, то в Краснодарском крае действуют согласно тем же алгоритмам, что выработаны федеральным штабом по борьбе с эпидемией для всех регионов. Какие-то специфических особенностей Краснодарского края я не вижу: происходит примерно то же, что и во всех регионах. Могут быть, конечно, какие-то сложности в реализации, но они связаны, прежде всего, с тем, что мы впервые сталкиваемся с ЧС такого масштаба: прежний опыт ликвидации наводнений и иных стихийных бедствий здесь может оказаться невостребованным. И это не только проблема России, но и всего мира: конечно, ВОЗ могла выработать какие-то общие правила и рекомендации по борьбе с пандемией, но сейчас мы видим, что каждая страна пытается выработать свой подход. В Европе одни методы, в Америке другие - там они вообще могут разниться от штата к штату. Разные методы показывают и разную эффективность и пока сложно сказать, что будет наиболее эффективным. Возвращаясь же к России и к Краснодарскому краю, могу сказать, что в регионах я пока каких-то особо серьезных проблем не вижу: конечно, мы отслеживаем сигналы с мест, видим, что бывают сложности с товарами первой необходимости, с продуктами и лекарствами. Тут должно своевременно реагировать ФАС: не допускать неконтролируемого роста цен, не допускать дефицита. Также мы мониторим работу всевозможного онлайн-сервиса: поскольку значимость его возросла, соответственно, некоторые службы могут испытывать сложности, в связи с резко возросшей нагрузкой. В частности, мы имеем такие проблемы в Пенсионном фонде. С другой стороны, сложившаяся ситуация ускорила цифровизацию общества, повысив значимость интернет-технологий. Возвращаясь к вашему вопросу об эффективности действий властей, могу сказать, что это зависит, прежде всего, от сознательности людей. Если население будет следовать данным им рекомендациям по соблюдению карантина, то и эффективность действий властей повысится. А если будет отношение к карантину как к внеплановым каникулам, о какой эффективности может идти речь? Должно быть понимание, что не просто так останавливается экономика, несутся колоссальные убытки - все это делается, чтобы спасти жизни людей. От того, насколько согласованной будет работа всех ветвей власти, а также от сознательности граждан зависит то, как скоро мы преодолеем это бедствие.

Евгений Змиев, Краснодар, общественный деятель, кандидат экономических наук:

-Действия властей оцениваю как неоправданно жесткие и, пожалуй, слишком «прогрессивные» для консервативной ментальности кубанцев. При том, что эпидемиологическая обстановка у нас пока не столь тяжелая, как в той же Москве, но даже там не пошли на введение карантина, а мы почему-то решили быть чуть ли не впереди всех. Считаю, что все эти меры окажут слишком негативное влияние на нашу жизнь и нашу экономику. Что же до причин возникновения данной пандемии то на мой взгляд это больше пиар-активность: своеобразный проект по отработке технологий управления сознанием, по изоляции людей, по тому как быстро можно отправить население под добровольный домашний арест, вообще организовать контроль. При том, что даже Всемирная организация здравоохранения не считает коронавирус столь уж опасным заболеванием. Если посмотреть статистику, то можно увидеть, что смертность сравнительно невысока, есть болезни с куда большим процентом летальности. Да и не только заболеваний - только от отравления алкоголем и только в России за год умирают тысячи людей. Даже само назойливое повторение названия «коронавирус» не случайно: эпидемия обычного ОРВИ или гриппа не вызвала бы подобного ажиотажа, а так подчеркивается его особость и опасность в сравнении с более привычными заболеваниями.

Сергей Вервеин, активист ОНФ, город Туапсе:

- На мой взгляд действия местных властей довольно хаотичны: нет понимания того, как будут развиваться события, нет модели принятия решений. По большому счету, сейчас мы просто «копипастим» Москву: край принимает те или иные решения, которые на следующий день обрастают всевозможными уточнениями, дополнениями и постановлениями еще больше запутывающими ситуацию. Отсюда и непонимание у населения: люди, в общем, понимают, зачем введен карантин, для чего нужно сидеть дома, но не понимают правовых оснований для такого решения. Чрезвычайное положение не объявлено, а карантин не запрещает, допустим, передвижения внутри населенного пункта. Каждый день, расширяется список предприятий, которым разрешено продолжать свою деятельность: в Туапсинском районе таковых почти тысяча - за один день, например, добавилось 266 предприятий. Причем список предприятий далеко не всегда совпадает с федеральными предписаниями: не считать же товарами первой необходимости алкоголь или бытовую технику. Продолжают ходить поезда, люди приезжают в том числе и из Москвы, в Сочи продолжает принимать рейсы аэропорт. Причем никто толком не знает кто эти люди, никто особенно их передвижения не отслеживает, не знает откуда они прибыли в Москву и с кем там общались. Хотя по логике именно эти приезжие должны быть под особым вниманием, опасность распространения заражения от них куда выше, чем от каких-то хуторян и станичников, которым сейчас, как и всем предписали сидеть дома. Как будут компенсироваться убытки тоже непонятно: есть какие-то декларативные заявления, но я еще не слышал чтобы кому-то выплатили компенсации за ущерб. А время идет, убытки растут - у нас особенно страдает курортная отрасль, при том, что непонятно, как долго все это будет продолжаться. Что же до причин эпидемии: знаете, тут тоже не все понятно. Есть официальная версия, что кто-то заразился в Китае и оттуда все пошло, но уже сейчас появляются версии, что в Европе вирус успел измениться, поэтому все и происходит так, как происходит. Есть версия, что поскольку вирус часто распространяют «бессимптомники», а количество тестов у нас было не велико, то мы все уже переболели коронавирусом еще зимой. Опять же есть вопросы и по возникновению иммунитета - если мы будем сидеть дома, он у нас так и не появится, а режим карантина все же не дает полной гарантии от заражения. В целом же, на сегодняшний день вопросов куда больше чем ответов.

Мирослав Валькович, гражданский активист, Краснодар:

- Я не сторонник теории заговора, поэтому никаких конспирологических версий по поводу возникновения этого вируса вы от меня не услышите. Что же до действий краевых властей, на мой взгляд карантин объявлен слишком поздно: объявлять его за несколько часов до всеобщего режима введения режима самоизоляции, конечно, лучше, чем если бы его объявили задним числом, но все же недостаточно своевременно. Отсюда и возникающие сегодня сложности и с пропусками и по ряду иных моментов: все делалось наспех, впопыхах и, как следствие не всегда эффективно. Хотя, конечно, режим только введен, так что данных для какого-то детального анализа пока маловато. Да, безусловно, карантин нужен, да, многое зависит не только от деятельности власти, но и от сознательности самих граждан, но вместе с тем, я считаю, что данные меры надо было вводить гораздо раньше.

Николай Петропавловский, депутат ЗСК, председатель комитета по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения:

В силу того, что Краснодарский край один из первых объявил карантин, а впоследствии этому примеру последовало множество регионов, я считаю, что мы поступили правильно. Даже если эти меры позволят сохранить хотя бы одну жизнь - они уже оправданы. Да, есть определенные неудобства, с системой пропусков или иными проблемами, но они, я считаю, носят временный характер и могут быть разрешены за несколько дней, тогда как долговременные последствия этого решения окажутся куда более благотворными. Мы ведь транзитный регион после открытия Крымского моста, у нас множество приезжих, особенно из Москвы, в том числе и совсем недавно. В одном только Сочи на прошлой неделе 50 тысяч приезжих. Да, они сейчас уже уехали, но никто не может гарантировать, что они не успели там «наследить». Поэтому меры, принятые администрацией края, я считаю полностью оправданными и своевременными. Что же до вопроса о причинах появления... знаете, я не врач, а сейчас уже появилось столько версий: и простых и сложных и конспирологических. Конечно, рано или поздно разберутся, но я не думаю, что по итогам этого разбирательства можно будут выдвинуть реальные претензии какому-то конкретному виновнику. Да не столь уж это важно, на сегодняшний день. Я всегда предпочитаю исходить из фактов: есть пандемия, с ней надо бороться - это факт. Сейчас на первом месте - спасти жизни людей и минимизировать влияние пандемии на экономику. А откуда взялась эта напасть, разберемся потом.