Оценивать знания школьников законодатели хотят на госэкзаменах
4215
Из закона «Об образовании» хотят удалить понятия «Единый государственный экзамен», «результаты ЕГЭ», «минимальное количество баллов ЕГЭ» и другие. Вместо этой системы оценки знаний предлагается ввести государственные экзамены. Как стало известно «Парламентской газете», соответствующий законопроект депутаты сразу нескольких фракций собираются внести в Госдуму 6 июня.
Вымарать из всех статей
Законопроект, текст которого есть в распоряжении «Парламентской газеты», удаляет из закона «Об образовании» само понятие Единого государственного экзамена, а также всего, что с ним связано, например, результаты и баллы ЕГЭ.
Кроме того, предлагается признать утратившими силу части 2 и 4 статьи 70 того же закона – «Общие требования к организации приёма на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета». Первая касается зачёта результатов ЕГЭ при приёме в вузы, вторая – минимального количества баллов ЕГЭ, необходимых для поступления.
Одновременно вместо ЕГЭ вводится понятие «государственные экзамены». Отмечается, что такая аттестация будет проводиться «по заданиям, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов, осуществляющими госуправление в сфере образования».
Ещё одно уточнение касается контрольно-измерительных материалов, которые сейчас обязательны на ЕГЭ. По новым правилам они «могут использоваться» на экзаменах.
Если закон, который подготовили депутаты сразу нескольких фракций, примут, он начнёт действовать с 1 января 2025 года. При этом отмечается, что результаты ЕГЭ, полученные до вступления закона в силу, будут действительны следующие четыре года.
Ученик – не цифра
Как пояснила «Парламентской газете» соавтор документа, первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, формат ЕГЭ не позволяет раскрыть творческий потенциал школьников: «Если раньше на экзамене школьник мог показать преподавателю свои интеллектуальные способности или харизму, то сейчас он – просто цифра. Обучение в школе теперь подчинено одной единственной задаче – сдать ЕГЭ, что превратилось в натаскивание на овладение навыком решения экзаменационных заданий, а не освоения учебной программы».
В старших классах внимание учеников оказывается сосредоточенным на трёх-четырёх предметах, которые они готовятся сдавать. При этом другие предметы переходят в разряд неважных, перечислила парламентарий и другие недостатки ЕГЭ.
Попытка номер два
Подготовленный законопроект – это уже не первая попытка отменить ЕГЭ в России. Ещё в 2023 году внесение аналогичного документа анонсировали во фракции ЛДПР. Там тоже предлагали заменить ЕГЭ на государственные экзамены, которые выпускники сдавали бы по программам основного общего и среднего общего образования для поступления в вузы. Это, по мнению авторов того законопроекта, позволило бы проводить более качественный отбор абитуриентов.
Аргументировали депутаты тем, что в целом по стране количество выпускников школ, сдавших ЕГЭ на максимально возможные 300 баллов, в 2023 году в сравнении с 2022 годом резко снизилось.
Фото: Игорь Самохвалов/Парламентская газета