В Госдуме планируют внести поправки, позволяющие использовать цифровые финансовые активы в международных сделках
3436
Для финансирования долгосрочных значимых проектов российской банковской системе нужны «длинные деньги», то есть вклады сроком на три и более лет. Сейчас таковые практически отсутствуют. Поэтому в Государственной Думе предлагают простимулировать процесс создания долгосрочных депозитов, освободив от подоходного налога те проценты, которые вкладчики будут получать, если разместят свои сбережения на продолжительный срок. Об этой и других инициативах на «Финансовых средах» в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
– Российские СМИ сообщают о том, что один из ключевых китайских банков по работе с экспортёрами прекратил расчёты с российскими клиентами. С чем связано решение финансистов из КНР и как оно повлияет на деятельность российских компаний?
– Этот процесс постоянно идёт, и, к сожалению, финансовые институты стран, которые с нами взаимодействуют, закрывают корреспондентские счета нашим кредитным организациям, сворачивают обслуживание торгово-экономических сделок между нашей страной и странами, которым эти банки принадлежат. Поэтому необходимо создавать параллельную финансовую инфраструктуру. В том числе совместные финансовые институты, которые не зависят от американского влияния. К сожалению, крупнейшие китайские, индийские, турецкие и арабские банки всё-таки зависят в значительной степени от США. Скажем, товарооборот Китая с Соединёнными Штатами Америки почти в три раза больше, чем с Российской Федерацией. А товарооборот отслуживается банками. Естественно, банки не хотят терять соответствующий рынок и опасаются американских санкций.
– То есть решение будет найдено и проблемы во взаиморасчётах между странами исчезнут?
– Безусловно. Во-первых, есть финансовые институты, которые продолжают сотрудничество с Россией и будут продолжать. Во-вторых, как я уже сказал, у нас должны быть созданы совместные институты, которые полностью ориентированы на финансовое сопровождение сделок России, Китая, Индии и других стран. Такой процесс идёт. В том числе в ходе саммита БРИКС, который пройдёт в Казани в этом году, вопросы финансового обслуживания будут в центре внимания. И сейчас мы интенсивно работаем, я имею в виду и Правительство, и в определённой степени Государственную Думу, по крайней мере, наш комитет, чтобы какие-то варианты предложить. И могу сказать, что эти варианты уже находят поддержку в дружеских странах.
– В последнее время часто говорят о единой валюте стран БРИКС. Такое решение проблем трансграничных расчётов также приемлемо?
– Полагаю, что ключевым и главным направлением в будущем будет использование децентрализованной системы расчётов, то есть не банковской системы, а цифровых валют соответствующих стран. И если не на следующей неделе, то через неделю мы предложим поправки, которые как раз направлены на то, чтобы использовать цифровые финансовые активы в международных сделках.
– А не стоит ли попутно законодательно расширить возможности использования криптовалют в экспортных или импортных сделках? Насколько я понимаю, Минфин сегодня всерьёз обсуждает возможность создания механизма экспорта криптовалют из России.
– Если говорить о криптовалютах, то они создаются посредством энергетических и компьютерных мощностей, находящихся в нашей стране. И поскольку соответствующие организации и лица участвуют в этом процессе, то главный вопрос не в использовании криптовалют для расчётов, а в учёте этих лиц и налогообложении. Вот в этом направлении работу мы и ведём, и, я думаю, что в весеннюю сессию всё-таки отрегулируем процесс. Необходимо узаконить работу дата-центров, создающих криптовалюты или, точнее, участвующих в их создании. Что касается использования криптовалют для расчётов, то понятно, что внутри страны это будет запрещено делать. За пределами, если они там создаются и будут учитываться, то на здоровье, никто это не запрещает. В принципе, для этого даже законов нам принимать не надо.
– А как вы в целом оцениваете крипторынок? Дело перспективное или рискованное для тех, кто хочет приумножить капиталы?
– После появления стейблкоинов, то есть обеспеченных криптовалют, интерес к необеспеченным криптовалютам резко упал как к средству платежа, так и к средству расчётов. И понятно, что принятие того закона, о котором я уже сказал, позволит использовать стейблкоины в международных расчётах. Что касается крипторынка, в данном случае, я смотрю уже на этот рынок, как на игру, и она в меньшей степени становится нам интересной. Хотя отдельными лицами, которые хотят купить что-то за рубежом с помощью криптовалют, этот инструмент в ближайшее время, очевидно, будет использоваться.
– Недавно вы заявили, что в Госдуме позитивно оценивают идею отмены подоходного налога на долгосрочные вклады сроком на три года. Кого может коснуться эта инициатива?
– Я давно выступал с таким предложением, даже вносил законопроект. Мы заинтересованы в том, чтобы были «длинные деньги» в банковской системе для финансирования долгосрочных значимых проектов в нашей стране. Ведь у нас вклады со сроком более трёх лет практически отсутствуют. Тем более сейчас под высокую процентную ставку можно на короткий срок положить деньги. И люди на это ориентируются. Фактически банковская система не имеет ресурса для поддержки экономики длинными кредитами. Поэтому я предложил простимулировать этот процесс созданием длинных депозитов, освободив от подоходного налога те проценты, которые люди получат, если разместят свои деньги на три года или более продолжительный срок. Надеюсь, и депутаты, и Правительство нас поддержат, и соответствующие решения мы уже в весеннюю сессию реализуем.
Валерий Филоненко