Политика:

Эксперты комментируют изменения в выборном законодательстве

24.05.2023

Госдума приняла поправки в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан, ужесточающий условия наблюдения за выборами.

Автор: Редакция «НГК»

3580

 Изменения, одобренные большинством депутатов, прекращают полномочия доверенных и уполномоченных лиц кандидатов и партий в день проведения голосования. Фактически это лишает их права контролировать работу избирательных комиссий в день голосования.

Последние изменения законодательного права вполне укладываются в заданный властью тренд, комментирует президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. «Это отражает тренд на попытку власти монополизировать механизм контроля над процедурой выборов, ограничение внешних каналов сдерживания возможной административной коррекции», – сказал он. Он допускает, что снижение контроля создает риск увеличения случаев фальсификации результатов голосования, когда ответственные за выборы чиновники или даже губернаторы больше заинтересованы в результате, чем в легитимности.

Президент холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко придерживается мнения, что изменения принципиально мало что меняют: «У нас за последнее время были достаточно серьезно ограничены возможности по наблюдению за выборами, поскольку это интерпретируется властью как попытка информационного, психологического давления и так далее», – сказал он.

Новая норма распространяется на выборы всех уровней. Закон вступит в силу со дня его опубликования, так что есть все шансы, что осенние выборы-2023 пройдут по новым правилам.

При наличии финансовых и организационных возможностей раньше кандидат от партии мог завести на участок от пяти до десяти человек, включая членов комиссии с решающим и совещательным голосом, наблюдателя, уполномоченного, доверенное лицо и так далее, которые следили за ходом голосования, говорит депутат Госдумы от Самарской области Михаил Матвеев. По его словам, именно организация контроля за работой участков в значительной степени помогла ему выиграть думские выборы в 2021г. Сейчас же, по мнению парламентария, власти ведут последовательную работу по избавлению от «лишних глаз» на участках. Он напомнил, что сначала ужесточили требования к нахождению на участках журналистов – временные сотрудники и внештатники стали персонами нон-грата. Несколько месяцев назад ликвидировали институт членов комиссий с правом совещательного голоса. А еще раньше формализовали законодательство по части наблюдателей, теперь оно требует, чтобы списки наблюдателей с указателем фамилий, номеров участков и так далее были сданы в ТИК за три дня до голосования, что лишило партии и кандидатов возможности оперативно заменять граждан, которые по какой-то причине не пришли на участки.

«Сейчас на участках в лучшем случае останутся только наблюдатели от партий и кандидатов, члены комиссий с правом решающего голоса и сам кандидат. Получается, что на одном УИК ты уже не можешь организовать четыре-пять своих представителей», – продолжает Матвеев. Такое число, по его словам, является оптимальным, чтобы следить не только за голосованием на участке, но и за выносными урнами, которых на одном участке может быть три-четыре штуки. «По закону они конечно не могут все «уйти», но по факту бывает такое, что «уходят» сразу две урны. И если у тебя три человека, то один ушел с одной урной, другой с другой, а третий остался на участке – все каналы фальсификации у тебя перекрыты. А одно из направлений «совершенствования» избирательного законодательства направлено на сокращение количества наблюдателей для того, чтобы у кандидата не было возможностей перекрыть все пути для фальсификаций. Единственная возможность, которая остается у партий – это кооперация, чтобы КПРФ, ЛДПР, «Новые люди» и «Справедливая Россия» между собой договорились, что вот ваш наблюдатель идет с урной, а ваш остается на участке. Но по факту это невозможно, потому что противоречит правилам игры, которые задает администрация президента, а она выдает парламентским партиям «лицензии» при условии, что они не будут между собой объединяться», – сказал собеседник «Клуба Регионов». По его словам, учитывая, что у власти уже есть административный ресурс, муниципальный фильтр и другие инструменты для отсеивания неугодных кандидатов, после принятых накануне изменений остается только отменить выборы и перейти к назначению губернаторов и депутатов.

Президент Ассоциации политических юристов Роман Смирнов, комментируя последние изменения в выборном законодательстве, сказал «Клубу Регионов», что является сторонником присутствия на участках как можно большего числа людей – от журналистов до наблюдателей – поскольку это привлекает к выборам больше внимания, а вот вопросов к результатам, наоборот, становится меньше. Эксперт отметил, что, к примеру, присутствие на участках доверенных лиц, которыми, как правило, стараются назначать лидеров общественного мнения, также позволяло проконтролировать качество агитационной кампании – отследить, кто из избирателей пришел поддержать кандидата и партию. Конечно это также повышало уровень прозрачности, а следовательно, легитимности выборов, продолжает Смирнов. Он отметил, что доверенные лица могли передвигаться между участками, что позволяло оперативно реагировать на возникающие там спорные ситуации. «По сути дела, сейчас кандидаты и партии будут реже получать информацию с участков, менее оперативно смогут реагировать на какие-то ситуации. Да, это снизит количество споров и конфликтов на избирательных участках. Но тут надо понимать, что сама по себе избирательная кампания – это соперничество, спор и конфликт, и если кого-то на участок не пустить, то гипотетически это лишь уведет конфликт в кулуары», – рассуждает эксперт. К тому же это серьезно затрудняет возможность доказательств нарушений во время судебных разбирательств, ведь и доступ к записям видеокамер с участков тоже вызывает вопросы, добавил юрист.

«Вообще, хотелось бы понять логику, для чего [избавляться от доверенных и уполномоченных лиц на участках]. Полагаю, что тут могут быть аргументы вроде того, что они оказывали давление на работу комиссий и препятствовали их работе. Но это такое себе обоснование, потому что у избирательных комиссий есть куча инструментов и для удаления с участка, и для отстранения от работы, которыми они регулярно пользовались, особенно в отношении отдельных партий», – сказал Смирнов. Между тем эксперт обратил внимание, что параллельно с сокращением числа представителей от кандидатов и партий, ужесточения требований к сотрудникам СМИ, изменения в выборном законодательстве способствовали появлению общественных наблюдателей – категории, которой раньше вообще не было.

Клуб Регионов