Евгений Первышов: «Комфортный общественный транспорт станет лицом Краснодара в ближайшие два-три года»
05.06.2019В минувший вторник глава Краснодара Евгений Первышов встретился с журналистами кубанских СМИ.
1973
В минувший вторник глава Краснодара Евгений Первышов встретился с журналистами кубанских СМИ. Традиционно брифинг был посвящен наиболее актуальным вопросам жизни города за последнее полугодие
На встрече мэр подвел промежуточные итоги работы городской власти с начала 2019 года, рассказав об инфраструктурных проектах, которые реализуются в Краснодаре и об участии кубанской столицы в федеральных и региональных проектах и программах.
В своем вступительном слове Евгений Первышов высказался, что называется «на злобу дня», коснувшись прошедшего накануне проливного дождя и обычных для Краснодара сопутствующих в таких случаях накладок.
– Залповый дождь и град вызвали подтопления, но при этом все отметили, что улицу Московскую уже не топит: мы приняли все меры заблаговременно. Однако работы, которые проводим по нормализации работы системы водоотведения из северо-восточной части города, еще далеки от завершения. Мы еще будем строить водоочистные сооружения и продолжим ливневой коллектор от основной трассы до балки реки Осечки. Также мы занимаемся прочисткой ливневки по улице Российской: тот коллектор, который сегодня существует, забит «под завязку», из-за чего улица Восточно-Кругликовская и прилегающая к ней часть города тонут. Уже сейчас мы закупили шесть единиц техники, организовали бригады, создали муниципальную службу по содержанию и прочистке ливневых коллекторов. Но мы понимаем, что этих сил недостаточно, и в конкурсных процедурах будем отыгрывать дополнительные единицы техники, пока не создадим полноценную службу, которая будет эффективно заниматься содержанием ливневых сетей.
Также глава города отметил, что мэрия продолжит развивать систему закупок спецтехники, направленную не только на содержание ливневки, но на содержание улично-дорожной сети кубанской столицы.
– Как вы знаете, в этом году у нас не состоялся конкурс на проведение таких видов работ, как грейдирование дорог и ямочный ремонт, – отметил Евгений Первышов. – Подрядчики не вышли на торги. Необходимо приобретать технику самим и воссоздавать муниципальные службы, которые были в свое время. Это даст возможность оперативно приступать к точечному устранению проблем по содержанию дорог. Кстати, эту технику можно переоборудовать и использовать в зимний период. На протяжении двух-трех лет мы создадим полноценную службу, достаточно серьезную, которая будет выполнять стратегические задачи по содержанию города.
Ряд вопросов касался также ремонта дорог и транспортных проблем Краснодара.
– Вы знаете о достаточно серьезной заторовой ситуации на Западном обходе, – напомнил Евгений Первышов. – Я неоднократно говорил об этом. Сейчас завершаем перепроектирование непосредственно дороги, которая у нас будет уходить от кольца улицы имени Красных Партизан напрямую на хутор Копанской. Это двухполосная пока дорога, которую мы планируем начать строить приблизительно в следующем году. Это позволит нам, во-первых, весь грузовой, пассажирский транспорт, а также всю мусороуборочную технику пустить по так называемому «Почтовому тракту», это полноценно разгрузит Западный обход. Еще один сложный микрорайон – Фестивальный, или, точнее, «Солнечный», в частности, – улица имени Константина Образцова. Там тоже есть сегодня сложности с земельной документацией, мы не можем приступить сегодня ни к ремонту, ни к проектированию. Большая часть земли сегодня там, а именно – автомобильной дороги, которую мы сегодня видим в гравийном исполнении, – находится не в казне, не в муниципальной собственности. Поэтому мы завершаем работу по проекту планировки, будем изымать эти земельные участки, планировать работы, связанные с капитальным ремонтом, а точнее, – с созданием транспортной инфраструктуры. Также мы завершаем первый этап строительства дорог в Музыкальном микрорайоне – утверждение проекта планировки и межевания. Уже есть кадастровые выписки о принадлежности земельных участков под дорогами в Музыкальном микрорайоне, есть понимание, где какая работа по ним ведется. Но до тех пор, пока не будет принято решение на заседании городской Думы об утверждении проекта планировки, сам переход права собственности по ним пока юридически невозможен. В дальнейшем, после утверждения проекта планировки, перейдем непосредственно к основной задаче – изъятию земельных участков под дорогами. Ведутся также работы и по преобразованию Старокубанского кольца: «расшивка» таких проблемных транспортных узлов, как улица Ставропольская – улица Старокубанская, позволят нам создать сквозное движение. В принципе, это кольцо будет похоже на кольцо на улицах Тургенева – улице Красных Партизан, за исключением того, что посередине будет проходить трамвай. Как уже говорили, по расчетам, пропускная способность перекрестка с улицы Ставропольской после преобразований увеличится на сорок процентов. В течение месяца, в июле, мы завершим работы на кольце. Помимо этого, сейчас займемся проектированием и на следующий год поставим в программу реконструкцию подземного перехода на этом перекрестке: на сегодняшний день – самого убогого пешеходного перехода в городе. Помимо этого, мы делаем реконструкцию по улице имени Лизы Чайкиной на пересечении с улицей Сормовской – вместо кольца будет Т-образный перекресток. На улице Сормовской также добавили полосу перед кольцом, «бутылочное горлышко» убрали. Такие технические решения – не дорогостоящие, но они позволяют нам улучшить характеристики автомобильных дорог.
На предыдущих брифингах мэру Краснодара неоднократно задавали вопросы о строительстве Яблоновского моста (в том числе – и со стороны «НГК»). Не осталась без внимания эта проблема и сейчас, но на этот раз Евгений Первышов был менее категоричен, нежели ранее:
– Как я уже говорил, сегодня для муниципалитета это очень сложно при тех основных задачах, которые нам необходимо оперативно решить внутри города по строительству школ, детских садиков, обновлению подвижного состава нашего трамвайно-троллейбусного управления, ремонту дорог. Стоимость проекта может доходить до семи миллиардов рублей. По сути, мы должны будем остановить все работы, которые ведутся, ничего не строить и не ремонтировать, а все силы бросить на строительство Яблоновского моста. Мы себе этого позволить не можем. Но, тем не менее, этот проект обсуждается. В том числе – в Минтрансе. На федеральном уровне депутаты занимаются этим вопросом, краевая администрация также в этом участвует. Поэтому при наличии и выделении дополнительных финансов из федерального бюджета, думаю, этот проект можно будет реализовать. По времени сейчас не скажу, когда такая субсидия может поступить. Но, безусловно, новый мост, который свяжет два субъекта РФ, нужен.
Еще одна важная проблема, связанная с транспортом, затронутая на брифинге, – ситуация в МУП «КТТУ» и связанная с изменениями в работе общественного транспорта:
– Давайте вспомним, что еще два года назад предприятие было банкротом, почти под 900 миллионов рублей долга. Ситуация была критическая: еще немного – и ни трамвай, ни троллейбус, ни автобус могли не выйти на линию из гаража. Мы могли остаться вообще без муниципального транспорта. Провели реорганизацию, поменяли руководящий состав, менеджмент. Неоднократно я сам выезжал на предприятие: общался и с руководителями, и с мастерами, водителями, кондукторами. Вырабатывали алгоритм действий. На сегодняшний день мы имеем небольшую кредиторскую задолженность, которая связана с текущими платежами. Предприятие, по сути, находится в безубыточном состоянии. Безусловно, мы стремимся делать всё для того, чтобы предприятие развивалось. Вы видите помощь губернатора по приобретению нового подвижного состава, а именно – трамвайного парка. Сейчас мои коллеги находятся на Усть-Катавском заводе, контракт уже подписан. В этом году мы получим 27 односекционных трамваев и четыре трехсекционных. Помимо закупки трамваев, согласована закупка 12 новых троллейбусов с увеличенным запасом автономного хода. Мы их выведем на маршрут предположительно уже осенью, после проведения торгов. Стратегическая задача – замена всего пассажирского подвижного состава. Комфортный общественный транспорт станет лицом Краснодара в ближайшие два-три года.
Неоднократно поднималась на брифинге и вопросы социальной сферы, в частности, – строительства новых школ и детсадов:
– Только 1 сентября 2019 года у нас открываются две большие полноценные школы по 1550 мест каждая – на улице имени Байбакова и улице имени Героя Аверкиева, – сказал мэр. – И еще – два корпуса по 400 мест – это 81-я школа в поселке Пригородном и 23-я гимназия. А если всё подсчитать: еще две школы у нас будут достроены и введены в эксплуатацию в следующем году на Западном обходе – на улице имени Марины Цветаевой и улице Красных Партизан. Новые школы также строим в Молодежном микрорайоне и на месте «Ивушки» – по улице Изобильной, в поселке Российском. В этом году начнется строительство еще двух школ. Это район выставочного комплекса «Экспоград Юг» – на 1650 мест – и в жилом районе Новознаменском – на 1100. Это по программе «Жилище». Один из приоритетов – район Гидростроителей: сейчас на выходе – проектно-сметная документация большой школы на 1,5 тысячи мест. В конце этого года начинаем строить, весь порядок по финансированию у нас определен. Также мы выкупили в этом году здание, и в нем уже работает школа искусств «Родник». В течение месяца заработает и музыкальная школа, тоже здание покупаем, уже штат укомплектован. Рассчитываем, что через месяц-полтора начнется образовательный процесс. Самое главное: мы видим, что те школы, которые уже построены и готовятся к открытию в 2019 году, – современные и просторные. В них уже записалось по 2 тысячи учеников. К 1 сентября желающих будет еще больше. Поэтому нам необходимо объемы строительства еще нарастить. При этом параллельно строить дошкольные учреждения. Только в этом году начнут работать пять новых детских садов. Одни – строим сами, другие – выкупаем у застройщиков.
Не остались в стороне и вопросы сохранения культурного наследия города, в том числе – и многократно освещавшегося «НГК» проблемного «Дома купца Лихацкого»:
– По этому памятнику сейчас ведем диалог в части возможности его передачи частному лицу для содержания, т.е. в аренду на длительный период с возможностью того, что этот объект будет отреставрирован и приведен в надлежащее состояние, – сказал мэр. – И чтобы обязательно соблюдались все охранные обязательства. Мы понимаем, насколько это дорогостоящий процесс – приведение в нормальное состояние всех объектов по городу, которые имеют историко-культурную ценность. Это разработка проектно-сметной документации, реставрационная работа. Мы предполагаем, что инвестором реставрации дома купца Лихацкого может выступить «Марриотт» из-за близости к этому объекту и возможности подключения к инженерной инфраструктуре, доступа к зданию. Однако этот вариант – еще не окончательный, пока идут переговоры. Конечно, нужно работать с коммерческими организациями в части выработки совместных решений, чтобы имущество не выбывало из городской казны, но, в то же время, чтобы мы могли привлечь дополнительные источники финансирования. Такая же история у нас с памятником – кинотеатром «Аврора». Он остается в городской казне, концессионное соглашение подписано, то есть инвестор будет проводить реконструкцию, в последующем – эксплуатировать объект согласно условиям контракта, но он будет муниципальным. И по завершении концессионного соглашения вернется городу.
Вообще проблемы финансирования, как нетрудно догадаться, поднимались в ответах практически на любой из заданных вопросов. Поэтому неудивительно, что немало времени мэр уделил планированию и пополнению бюджета кубанской столицы:
– Хотя доходная часть из года в год растет, и мы имеем бездефицитный бюджет, это происходит не потому, что мы стали богаче, а потому, что планирование стало более качественным. Мы очень тщательно выверяем расходную часть. Заказываем объем услуг ровно такой, какой получим в казну города. Если брать прошлый период, когда мы говорили о кредиторской задолженности в 3,5 миллиарда рублей, то это происходило потому, что плановые показатели расходной части были завышены. Весь 2017 год был посвящен погашению кредиторской задолженности, то есть расчетам муниципалитета с поставщиками товаров и услуг. Если брать разницу между 17-м и 18-м годами, то доходная часть консолидированного бюджета выросла более чем на 7 миллиардов. Консолидированный – это общие деньги, которые распределяются как субъектом, так и непосредственно муниципалитетом. Денег, конечно, стало больше, но и задач, и потребностей – тоже больше. В прошлом году у нас доходная часть была 95,3 миллиардов рублей, по оценкам специалистов в этом году мы можем «пробить» планку в 100 миллиардов. Мы вели и ведем большую работу в части учета наших возможностей. Кстати, вы знаете, что земельный налог, налог на имущество – это те налоги, которые на все 100 процентов поступают в бюджет муниципального образования. Только в минувшем году путем анализа и сверки баз кадастровой недвижимости и налоговых органов было выявлено около 400 тысяч объектов с несоответствиями. За счет этой работы мы значительно увеличиваем налоговые поступления в местный бюджет. Кроме того, мы увеличиваем доходную часть за счет участия во всех федеральных и региональных программах. Уже сегодня подаем заявки по социальным объектам, по комфортной городской среде, проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сегодня появляются новые федеральные программы, связанные с развитием инженерной инфраструктуры для новых микрорайонов, которые финансируются по линии министерства строительства. Участие в этих программах дает нам существенную возможность успешно реализовывать все наши социальные проекты.
В завершение брифинга мэр Краснодара поблагодарил журналистов и призвал к дальнейшему сотрудничеству на благо города.
– Мы всегда открыты к общению по вопросам развития города, по решению проблем, – подчеркнул мэр. – На протяжении всего времени у администрации города получается вести открытый диалог с горожанами. Любые решения не скрываем: мы всегда их обсуждаем, стараемся их обосновать для того, чтобы каждый мог высказаться, возразить либо поддержать те начинания, которые мы реализуем. Так мы будем действовать и дальше.
Денис ШУЛЬГАТЫЙ