Наблюдатели над наблюдателями
3004
Наблюдатели над наблюдателями
В 18 из 225 одномандатных округов по России среди зарегистрированных кандидатов не оказалось представителей «Единой России». Это был шанс для парламентских партий разжиться лишней парой-тройкой мандатов в Госдуму, а для представителей несистемной оппозиции – впервые заполучить эту пару-тройку и оказаться среди «избранных народом». Однако власть чего-то испугалась и сделала все, чтобы сделать Думу монопартийной.
В одном из таких 18 округов журналисты НГК побывали в день выборов 18 сентября и проследили, как шла борьба за голоса кубанских избирателей.
Армавирский одномандатный избирательный округ №52 включает в себя 424 избирательных участка, которые разбросаны по нескольким районам Краснодарского края, расположенным на самом отшибе – на границе со Ставропольем и Карачаево-Черкессией. 543 тысячи избирателей – это жители Армавира, Успенского, Новокубанского, Мостовского, Курганинского, Отрадненского, Гулькевичского и Лабинского районов. В общем, здесь еще за недели две до выборов было ясно, что наиболее острая борьба за мандат развернется между коммунистом Николаем Харитоновым и выдвинутым от «Справедливой России» Андреем Фроловым. Забегая вперед, скажу, что так и произошло.
В этом противостоянии адмресурс работал на Харитонова открыто и мощно.
Казалось бы, чего власти беспокоиться, если победа ЕдРа ни по партийным спискам, ни по 197 одномандатным округам не вызывала сомнения ни у кого – ни у самих единороссов, ни даже у их политических противников? Ответ прост: чем больше у тебя власти, тем еще больше ее хочется.
Что уже говорить об исполнительной власти на местах, если сам президент Путин накануне единого дня голосования выступил с телеобращением, призвав россиян прийти на избирательные участки и проголосовать. За кого призывал голосовать президент, было понятно всем – за партию власти.
На местах главу государства услышали. Применительно к Армавирскому округу это выглядит так: в Успенском районе проголосовало более 62% избирателей (больше только в Новороссийске – 70%), а в самом Армавире почти столько же – около 60% избирателей выборы проигнорировали. Председатель окружной избирательной комиссии Анатолий Савинов заявил, что в течение всего дня голосования на 74 избирательных участках не было зафиксировано никаких сколь-нибудь серьезных нарушений. Однако в Успенском и Новокубанском районах то и дело вспыхивали такие скандалы, что порой приходилось вмешиваться правоохранителям. Особенно «отличились» работники участковых избирательных комиссий в Успенском районе – на вотчине председателя ЗСК Владимира Бекетова. В хуторе Веселом на участке №55-17 (председатель УИК
Н.В. Хрупина) две урны для голосований вне помещения оказались отмечены одним и тем же номером – «2». Причем, заметили это грубое нарушение даже не наблюдатели, а простые граждане – избиратели, одним из которых была сделана фотография. В микрорайоне РосНИИТИМ г. Новокубанска на участке 32-17 (председатель УИК
К.С. Рожманова) наблюдателем от кандидата А. Фролова был зафиксирован факт вброса бюллетеней. Причем, остальные наблюдатели сделали вид, что этого не заметили.
Работа наблюдателей в этом округе на этих выборах заслуживает особой оценки, но я бы, честно сказать, выше «двойки» их работу не оценил.
Что бы там ни кричали коммунисты, эсеры, либерал-демократы, парнасовцы и прочие оппозиционеры об адмресурсе, о вбросах и т.д., но следует признать, что сама оппозиция несет ответственность за порядок на избирательных участках не в меньшей степени, чем ее политические противники или тот же пресловутый адмресурс. В эту предвыборную кампанию партиям на 2747 избирательных участков края удалось привлечь свыше 18 тысяч наблюдателей (для сравнения: в 2011 году на выборах в Госдуму количество наблюдателей было почти вдвое меньше). Это значит, что на каждой УИК наблюдение за ходом избирательного процесса осуществляли не мене двух человек, не считая членов УИК с правом совещательного голоса. А в том же Армавирском округе едва ли не на каждом участке дежурили от 4 до 8 наблюдателей от разных партий. Но даже такое количество наблюдателей на участках не уберегло от нарушений в ходе голосования. Огромное количество ошибок совершали члены избирательных комиссий. Но если ошибки первых можно списать на неопытность (среди наблюдателей было немало молодежи), то «косяки» вторых – это зачастую результат невысокой квалификации специалистов, а где-то и умысел. Факт того, что со стороны комиссий были зафиксированы нарушения, кстати говоря, признал на итоговой пресс-конференции, которая состоялась в минувший вторник, председатель крайизбиркома Алексей Черненко:
– В данной связи мы столкнулись с ситуацией, когда количественные изменения пошли в ущерб качеству. Но за качество работы наблюдателей должны спрашивать с себя политические партии. Они же их готовили. А что касается работы комиссий, то мы с себя ответственности не снимаем. Нам еще есть над чем работать.
По словам председателя крайизбиркома, в территориальных и участковых избирательных комиссиях очень большая ротация, приходят новые люди, которых надо готовить, а для этого требуется время.
«Неподготовленные» люди допускают оплошности, порой непростительные. Например, с участка №04-29 в г. Армавире сотрудник комиссии и наблюдатель от «Справедливой России» ушли с урной для голосования вне помещения с десятью бюллетенями и непогашенным реестром. Взяв голоса на дому у восьми избирателей, добросердечные ребята откликнулись на просьбу двух пенсионеров, шедших навстречу, и дописали их в реестр, выдав им два оставшихся чистыми бюллетеня. В общем, оказали медвежью услугу и себе, и партиям. Вопрос, куда смотрели председатель и секретарь УИК, когда оправляли людей с непогашенным реестром? Аналогичные случаи неправильного оформления реестра для голосования имели место практически во всех районах, входящих в округ №52. Но случались «оплошности» куда более серьезные.
На упомянутом выше участке №32-17 г. Новокубанска – там, где был зафиксирован вброс, председатель Новокубанской ТИК Ольга Бурняшова пыталась воспрепятствовать работе журналистов НГК, запретив председателю УИК К.С. Рожмановой беседовать с корреспондентом. Нам пришлось доходчиво объяснять госпоже Бурняшовой, что ее действия подпадают под ст. 144 УК РФ – «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста».
В свою очередь, на некоторых участках в Армавире наблюдатели от партии «Коммунисты России» открыто выражали недовольство присутствием журналистов в помещении для голосований. Они систематически блокировали попытки наблюдателей от других партий фиксировать допущенные на участках нарушения, ставали горой на сторону УИКов в случаях выявления в их работе ошибок.
В селе Коноково Успенского района на участке №55-08, когда наблюдатели от кандидата А. Фролова случайно обнаружили в одной из кабинок для голосования целую стопку бюллетеней, председатель УИК Оксана Телятникова и нам, и наблюдателям от «Справедливой России» наотрез отказалась объяснять, откуда там появились бюллетени. Доверенные лица кандидата Фролова по данному факту направили жалобу в теризбирком и заявление в полицию.
Следует заметить, что почти на всех избирательных участках присутствовали наблюдатели от «Единой России», но, признаться, смысла в присутствии этих граждан мы так и не узрели. Они сидели, как правило, тихо в уголочке, стараясь ни во что не вмешиваться. Сидели, словно понимали, что от них уже ничего не зависит, ибо роли в большом спектакле под названием «Государственная Дума Федерального собрания VII созыва» уже давно распределены. В нем теперь есть и солисты, и статисты. Только зрителя не хватает. Зритель (читай – избиратель) не хочет ходить на эти спектакли, потому что, как Станиславский, не верит.
Сергей ЛАДОЖСКИЙ
Урны с одинаковым номером «2» на УИК №55-17 (с.Веселое Успенского района)