13 января – День российской печати
1701
В канун Дня печати мы поинтересовались у журналистов, есть ли в России, и в том числе на Кубани, гласность.
Валерий Касьянов, декан факультета журналистики Кубанского госуниверситета:
– Я думаю, что да, есть. Я выражаю это мнение потому, что, во-первых, в журналистику приходят всё новые и новые поколения. И эти поколения гораздо свободнее, демократичнее, чем те журналисты, которые формировались в советское и постсоветское время. Эти молодые люди менее зависимы, более авторитетны и самодостаточны. Не боятся высказывать свое мнение, говорят прямо, без экивоков. И второе, что нельзя сбрасывать со счетов, это совершенствование законодательства. Развитие этих процессов в стране идёт, ускользнуть от ответственности, если газета или конкретный журналист подняли проблему нарушения законодательства, сегодня очень трудно. Примером тому является деятельность «Новой газеты Кубани». Конечно, остались процессы, которые можно назвать застойными, наследственными. Это естественная смена поколений.
Развитие демократических процессов в нашем обществе и государстве неизбежно. Как бы ни стремились определённые слои, группы, находящиеся у власти, сохранять незыблемым своё влияние и превосходство над обществом, время работает на общественные интересы. И чем активнее будет сегодня журналистика, пресса, тем больше гарантий дальнейшей демократизации общества. Я думаю, что очень важно, что 90-е годы, когда за правду могли убить журналиста, уже не повторятся в России. Сегодня скрыть это практически невозможно. Те же примеры Анатолия Быкова в Красноярске, такие же процессы в Башкирии, в Татарстане, на Ставрополье показывают, что многое в нашем обществе изменилось в пользу открытости и гласности. Может, я слишком позитивный человек, но я вижу новую молодежь, я работаю с ними, они как раз и есть залог наших будущих перемен.
Галина Жукова, руководитель департамента информационной политики администрации Краснодарского края:
– Безусловно, есть. У нас на Кубани очень сильный журналистский корпус, один из самых крупных в России, в том числе, если мы говорим о муниципальных средствах массовой информации. Сегодня это достаточно современные СМИ. У нас все средства массовой информации отходят от одного формата, например, если это газета или телевидение, то развиваются они и в других направлениях. Безусловно, каждая из редакций имеет свою политику, редакционную и информационную. Каждая из редакций поднимает достаточно острые вопросы. И некоторые вопросы, я не буду этого скрывать, заставляют нервничать исполнительную власть. Да, мы реагируем. Очень часто журналисты нам помогают, я тоже этого скрывать не буду. Потому что всё-таки журналистское сообщество – это сообщество, которое максимально приближено к людям, которое слышит людей и работает для людей. Редакции могут обратиться напрямую ко мне, они могут обратиться напрямую к губернатору, у нас очень многие главные редакторы имеют прямой доступ к губернатору, мы тоже этого не скрываем. И они ставят острые вопросы, и мы им за это благодарны. Некоторые вопросы решить сложно, некоторые вопросы решить просто.
Сегодня существует множество мнений и подходов, оценок журналистов, и мы понимаем, что каждое издание имеет право на публикацию той или иной информации. Конечно, мы стремимся к тому, чтобы оперативно реагировать, чтобы информация была максимально объективной, чтобы было несколько точек зрения. Я считаю, что и в целом по стране сегодня складывается такая ситуация, когда с развитием новых площадок появляется всё больше различной информации, различных источников, и со всем этим мы работаем и будем работать. Иногда непросто, я вам признаюсь. Но вместе с тем это наша работа, мы для этого здесь и есть, чтобы с одной стороны реагировать на информацию, с другой стороны – предоставлять объективную, максимально открытую информацию и быть партнерами для СМИ.
Александра Теребунова, главный редактор газеты «Околица»:
– У нас есть две группы печатных изданий. Есть газеты с государственным участием, а есть газеты, которые преследуют коммерческую цель. Я думаю, что газеты с государственным участием имеют определённую степень лояльности, в том числе и к органам власти, и к другим организациям и службам. Но они все-таки преследуют свою цель – это газеты, которые были созданы для того, чтобы читатели знали позицию власти. А независимые газеты, так они, по-моему, и сейчас независимы. Сейчас очень развито блогерство. Блогеров у нас много, они высказывают свои мысли и суждения, свои эмоции и своё отношение ко всему буквально происходящему, не озираясь ни на кого. Соблюдай закон о СМИ и вперёд. Скажите, кого у нас в крае преследовали за те или иные высказывания?! А нарушаешь закон, то становишься в один ряд с теми, кто нарушает закон. Я, например, в крае не знаю случаев, когда кого-то действительно преследовали. Откройте наши социальные сети, и вы увидите точки зрения, которые не совпадают с точкой зрения наших властных органов, руководителей. Это сплошь и рядом. Поэтому каждый имеет право на своё собственное мнение и высказывает его в соответствии со своими задачами. Но самое главное, я считаю, это закон. Нарушаешь – получай, не нарушаешь, значит, спокойно работай.
Александр Харченко, главный редактор Народной газеты Северского района»
– Я считаю, что есть и гласность, и свобода слова, и немало СМИ, которые это подтверждают. Взять хотя бы нашу «Народную газету». Мы абсолютно свободны, в рамках закона, разумеется. Конечно, мне известны случаи, когда на журналистов и редакторов оказывается давление, когда их вынуждают отказаться от каких-то публикаций или, наоборот, писать о том, что никому не нужно и неинтересно. Тут многое зависит от нашей смелости и понимания своей профессии. Кто-то считает, что журналистика – это умение складывать слова в предложения, а предложения в тексты, и тем самым «информировать» своих читателей, зрителей или слушателей. Другие полагают, что журналистика и СМИ – это больше, чем просто информирование общества. Здесь уж каждый сам делает свой выбор.
Наталья Костенко, член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы ФС РФ:
– Я считаю, что независимые СМИ на Кубани есть. И журналисты даже небольших изданий, которые по факту зависимы от местных властей, они помогают решать проблемы своих читателей и не боятся вступить в конфликт со своими органами власти. И таких фактов в моей депутатской работе много, я могу назвать ту же газету «Рассвет» из Успенского района, которая постоянно поднимает проблемы, очень чутко относится к происходящему. Взять хотя бы историю с «Россельхозбанком», это была резонансная история. Был случай, когда мы заставили местную администрацию купить квартиру вдове ветерана Великой Отечественной войны, ей ранее отказывали в этом. Ещё один пример СМИ – независимое издание «Народная газета Северского района», это частное издание. Сложно им отстаивать интересы, но, тем не менее, ребята держатся. Постоянно поднимают острые вопросы жизни сельского района. И вы знаете, что их выставляли из зала заседания местного Совета, я обращалась в прокуратуру, надзорное ведомство тоже встало на защиту журналистов. Я уж молчу про ситуацию в Апшеронском районе, когда парня пытались засудить и благодаря резонансу, в том числе с участием журналистов, удалось решить этот вопрос. Здесь важно действовать совместно, решать эти вопросы. И правоохранительные органы должны более чётко реагировать на публикации в СМИ, органы власти должны где-то исправляться, а не вступать в ненужные перепалки, потому что, так или иначе, мы все работаем на одного читателя, избирателя.
Я считаю, что в любых ситуациях независимые голоса всегда были и в советские времена, и в другие тяжёлые времена, когда они находились под угрозой репрессий. Всегда независимые голоса были, есть и будут. И я считаю, что сейчас на Кубани есть люди, которые готовы поддержать СМИ, чтобы те вопросы, которые они поднимают, не гасли, а были доведены до логического завершения. Я не говорю о федеральных СМИ, потому что важный показатель – это муниципальные газеты, которые зависят от власти, но поднимают острые вопросы.