Одна из важнейших стадий подготовки к единому дню голосования – формирование и обучение территориальных избирательных комиссий
1836
Чтобы разобраться в том, как происходит сегодня этот процесс, и что изменилось с момента прошлых выборов в Государственную думу, «НГК» подготовила интервью с председателем Краевой избирательной комиссии Краснодарского края Алексеем Черненко.
«НГК»: Алексей Дмитриевич, изменилось ли со времени прошлых выборов в Госдуму избирательное законодательство в части, касающейся формирования избирательных комиссий?
Алексей Черненко: Со времени выборов депутатов Государственной Думы предыдущего, седьмого, созыва, состоявшихся в сентябре 2016 года, прошло почти пят лет. За это время в избирательное законодательство внесено значительное число изменений, направленных на расширение прав участников избирательного процесса, включены нормы, регулирующие использование передовых избирательных технологий. Вместе с тем существенных изменений в порядке формирования избирательных комиссий пока нет, что отражает стабильность системы органов, призванных обеспечивать проведение выборов. Формирование избирательных комиссий всех уровней – от ЦИК России и до участковых – осуществляется с соблюдением единых принципов, важнейшим из которых можно назвать назначение в состав комиссии не менее половины её членов на основании предложений политических партий. При этом кандидатуры, внесённые политическими партиями, представленными в Государственной Думе, региональном законодательном органе государственной власти, представительном органе муниципального образования, являются обязательными для назначения в состав комиссий соответствующего уровня. Таким образом, политические партии – это один из основных субъектов внесения предложений в составы избирательных комиссий.
Так, в составах территориальных избирательных комиссий края около 72% членов комиссий назначены по предложениям политических партий, по 9% – от представительных органов муниципальных образований, территориальных избирательных комиссий предыдущего состава и собраний избирателей.
В составах участковых избирательных комиссий края порядка 55% членов назначены от партий, 42% – от собраний избирателей, 2% – от представительных органов муниципальных образований.
«НГК»: Какие основные стадии в процессе формирования избирательных комиссий и сроки их выполнения?
Алексей Черненко: Основные стадии и сроки их реализации в процессе формирования избирательных комиссий связаны с решением следующей двуединой задачи:
– во-первых, обеспечение непрерывности деятельности комиссии предыдущего и вновь формируемого составов;
– во-вторых, обеспечение открытости, гласности и публичности процедур для того, чтобы партии, общественные организации и иные субъекты могли полноценно реализовать свое право по внесению предложений в составы формируемых комиссий.
Важнейшие этапы формирования комиссий, которые связаны с указанными задачами, следующие: устанавливается численный состав формируемых комиссий, публикуется информационное сообщение о сроках и порядке их формирования, устанавливается срок приёма предложений (не менее 30 дней). После этого осуществляется сбор предложений по кандидатурам от политических партий, общественных объединений, представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей, иных уполномоченных субъектов. Затем осуществляется проверка предложенных кандидатур на отсутствие установленных законодательством ограничений, после чего они назначаются в состав комиссии. Не позднее 15 дней со дня формирования избирательная комиссия собирается на своё первое организационное заседание, проведение которого знаменует начало её работы в новом составе.
Именно в таком порядке осуществляется формирование новых составов территориальных избирательных комиссий у нас в крае в 2020-2021 году. На сегодняшний день сформированы составы 52 из 57 комиссий, назначение членов остальных 5 комиссий произойдет в мае. Почти 2800 участковых комиссий сформированы в муниципальных образованиях края в 2018 году. Срок их полномочий – 5 лет.
«НГК»: Можете назвать основные проблемы и ошибки, с которыми приходилось сталкиваться в прошлом при формировании комиссий?
Алексей Черненко: За период с момента проведения предыдущих выборов депутатов Государственной Думы каких-то серьёзных проблем при формировании комиссий не было. В настоящее время большим плюсом является наличие Методических рекомендаций ЦИК России о порядке формирования территориальных и иных избирательных комиссий, детализирующих формы представляемых документов, процедуры выдвижения и назначения членов избирательных комиссий. Наработанная в течение многих лет практика формирования комиссий также способствует проведению процедур по выдвижению кандидатур в состав комиссий и процедур назначения членов комиссий в соответствии с требованиями закона.
«НГК»: Изменился ли, на ваш взгляд, образовательный уровень и социальная ответственность членов комиссий? Бывали случаи, когда партии направляли представителей, не имеющих элементарных знаний о том, чем им нужно заниматься? Существуют ли сейчас какие-то требования к образовательному уровню членов комиссий? Если да, то как это контролируется?
Алексей Черненко: Действующее избирательное законодательство устанавливает требования о наличии высшего образования лишь в отношении членов ЦИК России с правом решающего голоса и в отношении председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Что касается членов иных избирательных комиссий (муниципальных, территориальных, окружных и участковых), входящих в систему избирательных комиссий Российской Федерации, то требований относительно уровня или направления их образования избирательным законодательством не установлено. Вместе с тем, согласно Методическим рекомендациям ЦИК России, при формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в её работе, целесообразность назначения в её состав лиц, имеющих высшее (для участковых избирательных комиссий также среднее) профессиональное образование: юридическое, в области информационных технологий и автоматизации обработки информации, либо иное высшее профессиональное образование, опыт организации и проведения выборов, а также участие молодёжи в работе избирательных комиссий. Наличие образования подтверждается предоставлением копии диплома.
В обязательном порядке все кандидатуры, представляемые для назначения в составы избирательных комиссий, проходят проверку – проверяются такие параметры, как гражданство, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, отсутствие наказания за совершение административного правонарушения в сфере выборов, отсутствие ограничений, несовместимых со статусом члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, установленных законом, и др. Указанные данные предоставляются уполномоченными органами по запросу избирательной комиссии края – в отношении членов территориальных комиссий и по запросу соответствующей территориальной комиссии – в отношении членов участковых избирательных комиссий.
Статистический анализ показывает, что в 2021 году в составах территориальных комиссий Кубани более 80% членов комиссий с правом решающего голоса имеют высшее образование, в том числе более 28% –высшее юридическое. В 2016 году, когда формировались территориальные комиссии предыдущего состава, эти показатели составляли 70% и 19% соответственно.
Среди членов участковых комиссий, действующих в 2021 году, высшее образование имеют 57% членов комиссий, в том числе 5% – высшее юридическое. В 2016 году эти показатели составляли 53% и 3,7%, соответственно.
Таким образом, повышение образовательного уровня членов территориальных и участковых комиссий – это подтверждённый факт.
Кроме того, как мы знаем, любая избирательная комиссия – это коллегиальный орган, все действия которого осуществляются сообща, всегда присутствует плечо коллеги. Опыт участия в избирательных кампаниях, наличие профессиональных знаний – важнейший багаж любого члена избирательной комиссии. Однако, если у кого-то из впервые назначенных членов комиссий, в том числе выдвиженцев политических партий, такого опыта нет, с ним в обязательном порядке поделятся знаниями более опытные коллеги. Система обучения и тестирования знаний членов избирательных комиссий, широко применяемая в крае, позволяет формировать необходимый уровень подготовки членов избирательных комиссий с самого начала их работы в комиссиях. В составах, например, территориальных избирательных комиссий края порядка 60% членов имеют опыт работы в избирательных кампаниях, что позволяет говорить о профессиональной устойчивости и преемственности в их деятельности.
«НГК»: Выявлялись ли во время прошлых выборов в Госдуму факты коррупции и схожих нарушений со стороны членов избирательных комиссий в крае?
Алексей Черненко: Сразу скажем, что ни во время выборов в Государственную Думу прошлых созывов, общероссийского голосования, ни в ходе последующих иных голосований нами таких случаев не зафиксировано.
Что касается работы по профилактике данного явления, то важно подчеркнуть следующее:
– во-первых, лица, работающие в комиссиях на штатной основе, замещают государственные или муниципальные должности, являются государственными гражданскими или муниципальными служащими, ежегодно представляют сведения о доходах и расходах, имуществе и проходят все необходимые проверки;
– во-вторых, в отношении любого из членов избирательных комиссий факторами, исключающими возможность того, что материальная или иная личная заинтересованность может повлиять на решение комиссии, являются коллегиальность, прозрачность, публичность её деятельности. Не только открытый характер работы избирательных комиссий и принимаемых ими решений, но также и доступность для основных участников избирательного процесса всех документов, на основании которых принимаются эти решения, делают процесс организации выборов прозрачным, понятным и обоснованным.
«НГК»: Проводятся ли в крайизбиркоме образовательные семинары и иные учебные мероприятия для будущих членов комиссий? Планируете ли вы схожие мероприятия и для журналистов кубанских СМИ, планирующих работать на выборах?
Алексей Черненко: Обучение является обязательным элементом подготовки членов избирательных комиссий всех уровней и ведётся на постоянной основе. Основные обучающие мероприятия имеют тематический характер и посвящены выборам, проводимым в текущем календарном году.
Учитывая необходимость обучения впервые назначенных членов территориальных избирательных комиссий, избирательной комиссией края в начале текущего года проведён специальный образовательный семинар для указанной категории председателей и секретарей территориальных комиссий.
В этом году мы продолжим последовательное обучение не только членов избирательных комиссий всех уровней (а их у нас в крае более 32 тысяч), но и представителей политических партий.
В августе-сентябре пройдёт обучение членов участковых избирательных комиссий, наблюдателей, в котором также смогут принять участие члены политических партий. Семинары для представителей партий, наблюдателей планируем транслировать в режиме онлайн в сети Интернет, что позволит участвовать в обучении всем желающим. Кроме того, все обучающие материалы разместим в открытом доступе в сети Интернет на ресурсах избирательной комиссии Краснодарского края.
Не останется в стороне и журналистское сообщество. Учитывая сложившуюся практику, мы запланировали в июле проведение обучающего семинара для журналистов, на котором будут освещены вопросы проведения аккредитации для представителей СМИ, порядок проведения жеребьёвок эфирного времени и печатной площади, а также порядок проведения информирования и агитации. Избирательная комиссия заинтересована в объективном, беспристрастном и достоверном освещении избирательной кампании в средствах массовой информации.
Кроме этого, избирательной комиссией края разрабатывается специальный информационно-обучающий портал, который позволит поднять обучение членов избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса на новый уровень.