Политика:

Казаки во власти и казачья власть

29.06.2017

«Казаки должны быть реально интегрированы во власть и экономику» – говорил в свое время Вениамин Кондратьев

4772

В последние годы идея о том, что казачество на Кубани должно присутствовать во власти, все чаще и настойчивей пропагандируется нашей властью. «Казаки должны быть реально интегрированы во власть и экономику» – говорил в свое время Вениамин Кондратьев, предлагая назначать атаманов заместителями глав районов. В преддверии выборов в ЗСК идея о вхождении казаков во власть приобретает актуальность.

Как нам сообщили в Департаменте по делам казачества, по состоянию на первое января 2017 года в Краснодарском крае официально числилось 497 казаков ККВ в исполнительной и законодательной власти как на краевом уровне, так и на уровне отдельных муниципальных образований. Но, учитывая грядущие выборы, их число может в скором времени измениться. Хочется верить, что поход во власть для казаков все же не цель, а средство - улучшить жизнь кубанцев. Корреспондент «НГК» попытался выяснить у самих казаков, зачем они идут во власть?

Один из известных казачьих деятелей на Кубани, атаман Таманского отдела Кубанского казачьего войска Иван Безуглый участвовал в праймериз, в официальных документах он указан как кандидат в депутаты

«Сразу скажу, мое решение идти в депутаты ЗСК еще не окончательное,–подчеркнул Иван Безуглый, - а то уже многие говорят об этом как о свершившемся факте. Я еще не знаю, пойду или нет. Но если и пойду, то затем, чтобы решать проблемы не только казачества, но всех жителей Кубани, а не так, как многие люди, которые идут в депутаты не пойми зачем. Масса вопросов, которые требуют решения, и к атаману всегда обращаются самые разные люди, чтобы рассказать о своих проблемах. Один даже расплакался после общения со мной. Его впервые кто-то выслушал, не просто отмахнулся или дал дежурную отписку. У меня у самого целые тома лежат таких обращений. Но полномочий атамана для решения данных вопросов недостаточно, во власти их значительно больше. И не только у депутата, но и в исполнительной власти. Вот у нас атаман Крымского казачьего общества Сергей Гричаненко стал замглавы района, и многие задачи стало решать проще: и по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами, и по охране общественного порядка, и по многим другим. Да, возможно, он теперь не сможет столь плотно уделять внимание делам казачьего общества, но, повторюсь, нас волнуют вопросы не только касаемо казачества, но и всех кубанцев. Хотя, разумеется, у казаков тоже есть масса проблем, которые требуют разрешения. Это и регулирование земельных вопросов, выделения земли казакам, это и решение вопроса о статусе разных казачьих общественных организаций. Все это требует решения. Находясь во власти, казакам проще это сделать.

Атаман Кубанского казачьего войска в 1990-2007 годах, Владимир Громов, во власти, мягко говоря, не новичок: как взаконодательной, так и в исполнительной. После того, как он оставил высший пост в ККВ, он проработал еще депутатом двух созывов Законодательного собрания края. Учитывая, что в следующий созыв он идти не собирается, «НГК» обратилась к Владимиру Прокофьевичу с просьбой–подвести некий итог своей депутатской деятельности, а заодно и разъяснить свое видение «казаков в кубанской власти».

–Что касается участия казачества в законодательной или исполнительной власти, то этот вопрос не снимается. Казачество должно присутствовать во всех органах власти: и в законодательной, и в муниципалитетах. Проблемыказачества должны решать казаки, иначе за них будут решать другие люди. Тут возникает первое «но»: а насколько искренне эти люди будут отстаивать интересы казачества? Насколько каждый депутат способен решать проблемы казачества,насколько он последователен в этом вопросе? Нужно быть казаком, а не просто плыть по течению.Все упирается в личность. Недавно пообщался я с одним казаком, который год назад стал чиновником, теперь он совершенно другой человек. Он уже не видит и не воспринимает проблемы казачества, он уже чиновник. Я, например, был и депутатом первого созыва, за меня проголосовали больше всех избирателей из всех депутатов первого созыва. И тогда, и до сегодняшнего времени я всегда отстаивалинтересы казачества. Есть и второе «но»: а насколько этот человек понимает то, что нужно казачеству? Не государству, не каким-то его органам, а именно казачеству. К сожалению, не так уж много людей понимает и знает, что нужно казачеству, каким оно должно быть в 21 веке, с какими принципами, с какой моралью, этикой? Если кто-то считает, что для казачества главное служба, пусть он почитает его историю, с чего вообще началось казачество. Служба –это только одна из составляющих, но важны и культура, и быт, и семейные отношения. Но я не думаю, что кто-то станет именно на такую позицию, так как это никому не нужно. Даже у многих казаков сейчас нет ни знания истории казачества, ни пониманияего сути. Поэтомуя не иду сейчас на выборы, понимая, что мои знания и мой опыт, не нужны ни власти, ни казачеству.Мне лично есть что вспомнить и чем гордиться за время моей работы депутатом. ЗСК обратилось с инициативойв Госдумуо внесении изменений в федеральный закон, вернее в два закона– Закон о НКО иЗакон о Госслужбе казачества. Мы добились того, что казачествообрело правовой статус как НКО. Раньше казачьих обществ в перечне НКО не было, что создавало определенные трудности. Мы этого добились:19 декабря 2008 года я выступал на пленарном заседании Госдумыс докладом по данной инициативе. Я был поражен, когда я закончил выступление, в зале раздались аплодисменты. Я даже растерялся. Мне пояснили, что впервые в Госдуме казачий атаман сам выступает с законодательной инициативой. Также нами была принята концепциягосполитики Краснодарского края в отношении кубанского казачества. Этот документ действует и работает, всякий раз, когда поднимаются вопросы казачества, работа ЗСК в этом направлении регулируется именно этим документов. Чем наша концепция отличается отФедеральной, принятой примерно в то же время? Государственная концепция говорит только о госслужбе. А мы настаиваем на том, что это только часть казачьей жизни, поднимая вопросы о возрожденииистории, культуры традиций кубанского казачества. Второй важный пункт этого документа: государство не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь казачьих обществ. И третье–казачество должновносить свой вклад в развитие сельскохозяйственного производствана Кубани. Также ЗСК было принято постановление об увековечении памяти кубанских казаков – героевПервой мировой войны. Это постановление до сих пор действует, благодаря ему кубанцы узнали о героях Первой мировой войны, появились стенды и экспозиции в музеях, школах, открыты мемориальные доски и памятники. Также 28 июля прошлого года по моей инициативе, при поддержке ЗСК и лично Владимира Бекетова, за счет средств депутатов ЗСК был установлен памятник казакам и горцам – героямПервой мировой войны.Хочу отметить особое место в поддержке моих инициатив Бекетовым: он как казак прекрасно понимает важность возрождения и сохранения исторической памяти кубанского казачества. Именно ЗСК совместно с обществом «Знание» организовало в 2010 году первую научную казачью конференцию,проводимую учеными-историками КубГУпо теме «Проблема голода на Кубани 1932-1933 годов». Вторая международная конференция была посвящена 100-летней годовщине Первой мировой войны в 2014 с участием представителей иностранных государств. Следующая конференция была посвящена 75-й годовщине Великой Отечественной войны, а в прошлом году –320-й годовщине служения кубанских казаковРоссийскому Государству. Все эти конференции финансировало ЗСК, при активном содействии Владимира Бекетова.

У нереестровых казаков свое видение «казаков во власти»:

–В свое время была сказана большая глупость,– говорит атаман Всекубанского казачьего войска Василий Комлацкий,– мол, казаки во власть не пойдут, власть сама к ним придет. Было упущено время и причинен значительный вред казачеству, лишенному возможности отстаивать свои интересы. Слава богу, что сейчас новый губернатор говорит о том, чтобы казаки входили во власть, хочется верить, что это исправит ситуацию. Вообще казаки во власти представлены очень слабо. Конечно, если иметь в виду настоящих казаков, а не тех чиновников или «партийцев», которых просто приписали к войску. Да, есть и сейчас казаки во власти: у нас есть атаман в Тбилисском районе, депутат местного Совета, был казак-депутат и в Темрюке. Но пока казаки представлены во власти слабо, хотя в нашем войске есть и члены ЛДПР, и «Единой России», я сам член регионального Политсовета «Единой России».Более того, я вам скажу, что изначально именно общественные казаки помогали выстраивать партийную структуру «Единой России» на Кубани, тогда как видные краевые чиновники еще колебались: вступать или нет в партию президента. Казаки во власти, разумеется, должны быть. Это поможет власти услышать голос народа, предупредить эксцессы вроде недавних «тракторных маршей». Разумеется, этот процесс не должен осуществляться реакционным путем, через захват власти, пропаганду революций, сепаратизма и иных безумных идей.

Председатель Совета стариков Всекубанского казачьего войска, атаман Лабинскогоотдела, Евгений Беспятов о казаках во власти тоже знает не понаслышке, будучи заместителем председателя Департамента по делам казачества и местного самоуправления в первом созыве ЗСК

–Нас тогда было семнадцать человек, тех, кто себя активно позиционировал казаками,– рассказывает он,– а под конец нашего депутатского срока, мы постепенно увлекли казачьей темой и иных депутатов, вспомнивших о своих казачьих корнях,включая и председателя ЗСК Владимира Бекетова. При моем активном участии принимались законы о гербе, флаге и прочих символах Краснодарского края, все законы касаемо местного самоуправления. Фактически Кубанское казачье войско создавало и Союз казаков России, в деятельности которых ЗСК также принимало самое деятельное участие. Нами же было подготовлено и вхождение войска в государственный Реестр. Но, к сожалению, нам не удалось закрепить за войском 76 тысяч гектаров земли, как планировалось изначально. Уже были готовы все документы, нас поддерживал губернатор Харитонов, тоже казак Лабинского отдела. Но потом пришел Николай Кондратенко, и это начинание заглохло. Многие казаки при Кондратенко были исключены из решения проблем казачества во властных структурах, а ведь в 1994 году, во время выборов разных уровней, около семисот казаков на разных уровнях были представлены в исполнительной и законодательной власти. Что же до сегодняшних инициатив…Сейчас казаки из ККВ представлены во власти, но чем они там занимаются, непонятно, никакой инициативы они не проявляют, только получают деньги. Мы занимаемся тем же, чем должны заниматься и они, точно также работаем с населением, только что вместе с полицейскими не ходим и соответственно ничего из бюджета не получаем. Но местные администрации, с подачи атамана ККВ Долуды, на нас смотрят косо и, разумеется, никто нам во власти рад не будет. Хотя саму по себе идею вхождения казаков во власть я поддерживаю, там должны быть лучшие. И, конечно, казаки не должны глубоко погружаться в разные партийные дела: можно, разумеется, поддерживать ту или иную партию, но становиться членом этой партии, а тем более возглавлять ее все же не стоит. Казак, даже и во власти, должен отстаивать прежде всего казачьи интересы, а не партийные.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ