Константин Затулин: «Необходимо вернуть термин «соотечественники» в российские законы»
24.10.2023Парламентарий предложил упростить схему получения ВНЖ иностранцами, чьи предки проживали в России
3916
Сегодня постоянно проживающие в РФ иностранцы, чьи прямые родственники жили в России, могут получить гражданство в упрощённом порядке. Для этого им надо получить вид на жительство. Однако оформить этот документ по упрощённой схеме они не могут. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин предложил проект закона, дающий таким гражданам право на получение ВНЖ без оформления разрешения на временное проживание. Почему соотечественникам необходимо упрощать путь на Родину, депутат рассказал «Парламентской газете».
– Константин Фёдорович, для чего вы предлагаете внести изменения в Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»?
– 26 октября вступает в действие принятый Государственной Думой в трёх чтениях президентский законопроект о гражданстве Российской Федерации в новой редакции. В соответствии с этим законом гражданство России в упрощённом, то есть ускоренном, порядке могут получить иностранцы, постоянно проживающие в РФ, чьи родственники по прямой восходящей линии постоянно проживали в границах современной Российской Федерации. Не всего Советского Союза или Российской империи, а именно на территории современной Российской Федерации. Но для того, чтобы им получить право постоянно проживать на территории России, им нужен вид на жительство. А вид на жительство для иностранцев, даже в том случае, если они соотечественники, устанавливается другим законом – «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В этом законе упрощённого порядка предоставления вида на жительство для них не предусмотрено.
Поэтому я предлагаю, в связи с вступлением в действие этого закона о гражданстве, также и вид на жительство предоставлять без проволочек в случае, если речь идёт о соотечественниках. Мы всё время пользуемся термином «иностранцы, чьи родственники по прямой восходящей линии проживали в границах современной России», но на самом деле мы делаем это именно потому, и только потому, что, к сожалению, в законе о гражданстве слово «соотечественник» как термин отсутствует, и в законе о правовом положении иностранцев тоже отсутствует. Это, на мой взгляд, является большим недостатком этих законов. Поэтому я в рамках действующего законодательства предлагаю зафиксировать своим законопроектом право на упрощённое получение вида на жительство для наших соотечественников, которые находятся в России или хотят в ней жить, минуя стадию получения разрешения на временное проживание. Если они – соотечественники, то к чему это разрешение на временное проживание, которое, кстати, в некоторых случаях не требуется? И в этом случае тоже, на мой взгляд, оно должно не требоваться.
Я знаю о том, что на протяжении уже нескольких лет идут дискуссии, надо ли его сохранять как ещё одну дополнительную ступеньку. Мне кажется, что, когда дело касается соотечественников, это излишне. Я имел возможность убедиться, что Президент Российской Федерации выступает за то, чтобы разбюрократизировать в отношении соотечественников все наши нормы. И в рамках этого нашего общего с президентом понимания я вношу этот законопроект.
– Какие именно родственники могут получить вид на жительство по упрощённой процедуре?
– Родственники по прямой восходящей линии. Во всём нашем законодательстве это: отец, мать, дед, бабушка, прадед, прабабушка и так далее. Это не дядя, не тётя и не сестра.
– Устанавливается ли какой-то минимальный срок, в течение которого такие граждане должны проживать на территории Российской Федерации?
– Нет. Для всех остальных иностранцев, не являющихся нашими соотечественниками, не имеющих детей – граждан Российской Федерации, не состоящих в браке с гражданином (гражданкой) Российской Федерации до подачи заявления о гражданстве – нужно прожить пять лет в России с момента получения вида на жительство.
– В законопроекте указано, что на предоставление услуги органам даётся 30 дней. Что произойдёт, если документы не успеют оформить в срок?
– Это требование нормативное, оно должно быть внесено в административный регламент МВД. Именно МВД сегодня занимается всеми вопросами, связанными с миграцией, гражданством и так далее. Я прошу, чтобы они рассматривали этот вопрос в течение 30 дней. Конечно, можно несколько увеличить этот срок, но вообще, опыт показывает, что 30 дней вполне достаточно. У нас это иногда затягивается на очень долгий срок. Это не значит, что если они за 30 дней не рассмотрели, то обращение сгорает. Ведомство может не успеть в положенные сроки выполнить все процедуры. Значит, должно поторопиться, чтобы завершить работу. Срок даётся чиновникам, а не заявителю.
– Какую глобальную проблему призван решить законопроект?
– Я хочу заметить, что у нас сегодня остро стоит вопрос миграционной политики. В основном острота этой темы задаётся необходимостью борьбы с преступностью среди мигрантов. Я считаю, что рассматривать всю миграцию исключительно под одним углом зрения – с точки зрения правоохраны – это неправильно. Как вы корабль назовёте, так он и поплывёт. У нас даже расходы на финансирование всей работы по обеспечению миграционного процесса содержатся в разделе государственного бюджета «борьба с преступностью». Миграция должна быть инструментом социально-экономического развития России, а не проблемой, которую надо героически преодолевать.
Но факт остаётся фактом: не только простые граждане, но и ответственные лица рассматривают миграцию исключительно как проблему. Так вот, в том, что касается соотечественников, здесь ситуация обратная. Люди, как правило, приветствуют репатриацию наших соотечественников. Но при этом мы хотели бы, чтобы было ясно, кто наш соотечественник, а кто нет. Если вы под видом соотечественников приглашаете киргизов, узбеков и таджиков, то тут люди начинают возражать. И правильно делают, потому что киргизы, таджики, узбеки – это могут быть трудовые мигранты, которые находят здесь место работы. В дальнейшем отдельные из них могут претендовать на приём в гражданство Российской Федерации, но на основе общих для иностранцев оснований, а не как соотечественники, так как они ими не являются. У них есть своё отечество: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. А вот русские люди, которые живут в Таджикистане или Узбекистане и хотят приехать в Россию, чтобы здесь остаться, – это наши соотечественники. Точно так же татары, якуты, адыги – это наши соотечественники, потому что у них отечество – это нынешняя Российская Федерация. Вот в этом надо разобраться. А то у нас Правительство и Министерство внутренних дел, как в трёх соснах, до сих пор путаются. Из-за этого через программу добровольного переселения соотечественников в большинстве своём проходят таджики. Это компрометирует как программу, так и само понятие «соотечественник». Я не страдаю никакой таджикофобией, узбекофобией или киргизофобией, но давайте разберёмся, кто есть кто и на что должен иметь право.
– Как предлагаете решать проблемы мигрантов – не соотечественников?
– Надо относиться уважительно к мигрантам. Надо делать всё для того, чтобы не возникало мигрантских анклавов, чтобы там не расцветала преступность, чтобы они не привносили к нам межнациональные противоречия. Для этого надо организовать им сносные условия, интересоваться их жизнью. Для этого сотрудники, которые с ними работают, должны быть погружены в их проблемы, знать их язык, а не только требовать от них знания русского языка. С этим у нас тоже не очень хорошо. Наши соотечественники – это русские, украинцы, белорусы, якуты, татары, адыги, но это никак не киргизы, таджики и узбеки. С таким пониманием программа будет поддержана, люди поймут, что речь идёт о репатриации соотечественников. И необязательно с территории бывшего Советского Союза. Приезжают из Уругвая, Аргентины русские люди, которые десятилетия назад туда переселились. Из Германии возвращаются те, кто был нашим соотечественником, а потом уехали, как советские или русские немцы, а теперь хотят обратно.
Алексей Кравчук
Фото: пресс-служба Госдумы ФС РФ