Страна взяла курс на импортозамещение и обязывает к нему не только местные торговые сети, но и иностранные, присутствующие на территории Российской Федерации. Мы решили выяснить, какие иностранные сети закрылись на Кубани после принятия санкций к Росс
643
Страна взяла курс на импортозамещение и обязывает к нему не только местные торговые сети, но и иностранные, присутствующие на территории Российской Федерации. Мы решили выяснить, какие иностранные сети закрылись на Кубани после принятия санкций к России, а какие, наоборот, появились.
По состоянию на 1 января 2015 года на территории Краснодарского края розничную торговую деятельность осуществляет более 53 тысяч объектов. Все они занимают торговую площадь более чем в 4 миллиона квадратных метров. Число занятых в отрасли превышает 100 тысяч человек. От директоров и администраторов до продавцов и грузчиков. Как нас заверили в департаменте потребительской сферы Краснодарского края, обеспеченность торговыми площадями на тысячу жителей края на 1 января 2015 года превысила 800 квадратных метров и увеличилась на 6% по сравнению с 2014 годом. Это один из наибольших показателей среди регионов России.
Сфера розничной торговли представлена разными формами: от крупных федеральных и региональных компаний до магазинов шаговой доступности, а также нестационарными объектами. Речь идет о передвижных ларьках, торговых автомобилях, подобных тем, которые часто торгуют кофе на парковках и точках продаж напитков на розлив. На розничные торговые сети приходиться 18% розничного товарооборота края.
По состоянию на 1 июня 2015 года в крае пока что успешно работают 62 крупных гипермаркета (26 непродовольственных и 36 продовольственных).
Если обратиться за пояснениями к федеральному закону от 28.12.2009 №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности на территории Российской Федерации", то торговая сеть – это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух или более торговых объектов, которые используются по единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
К предприятиям торговой сети относятся как крупные сетевые компании, так и небольшие торговые объекты, находящиеся в едином подчинении.
Большинство торговых сетей на территории Краснодарского края осуществляют деятельность на основании договора франчайзинга. Это вид предпринимательской деятельности, когда предприниматель покупает право на использование торговой марки (бренда) и на деятельность от имени корпорации. На Кубани, например, это магазины "Рив гош", "Массимо Дути", "Села", "Зара", "Иль де Боте", "Калцедония", "Лакост2, "Адидас", "Бенетон" и другие.
В свою очередь на территории Краснодарского края имеются компании, управление которыми осуществляется через управляющие предприятия, расположенные за пределами Российской Федерации и их немногим меньше. К иностранным "агентам" можно сразу отнести такие торговые сети, как "Леруа Мерлен", "Метро Кеш энд Керри", "Ашан", "Хофф", "Декатлон" и "Обби".
Россия стала 21 страной из 47 на сегодняшний день, в которой открыл свое представительство немецкий холдинг "Метро групп", ставший впоследствии "Метро Кеш энд Керри". Номинально "Ашан" является главным структурным подразделением семейной французской мегакорпорации "Ассоциация семьи Мюлье". Там же, во Франции, некогда начал свою деятельность с реализации излишков американской армии бренд "Леруа Мерлен". На фоне остальных выделилась торговая сеть "Hoff" ("Хофф"), которая, как нам стало известно, еще в 2011 году отказалась от связи с головной компанией и работе по франчайзу и с тех пор является исключительно отечественной торговой сетью с девятью магазинами в стране.
Неоднократно грозились в свое время покорить российский рынок владельцы американской сети гипермаркетов "Веллмарт", но после нескольких провальных попыток от этой идеи отказались, не выдержав конкуренции.
В 2007 году еще одна именитая торговая сеть открыла свои магазины в России. Приход в том числе и на Кубань бренда "Carrefour" ("Карфур") тогда очень активно обсуждался.
Роман Кульбачный, директор инвестиционного департамента КБ "Стройкредит" в интервью сайту РБС заявил: "После прихода Carrefour отечественным ритейлерам придется прилагать еще больше усилий, чтобы сохранить свою долю рынка. С другой стороны, Carrefour наверняка принесет с собой и самые современные технологии розничной торговли. В перспективе от этого выиграют и российские компании. Кроме того, в выигрыше наверняка окажется потребитель, для которого конкуренция между ритейлерами только на благо".
Но век "Карфура" оказался недолгим. в 2010 году они закрыли свой последний гипермаркет на Кубани из-за финансовой нерентабельности.
В 2011 году в Краснодарском крае сворачивает свою деятельность и бренд "Кика". Поднять продажи в гипермаркетах не помогла даже репутация пятой по размеру розничной сети в Европе.
Ведение торгового реестра на территории Российской Федерации носит добровольный характер, сведения о количестве сетевых торговых объектов, расположенных на территории Краснодарского края, имеются не в полном объеме. Кроме того, представить данные о принадлежности той или иной компании к российской или иностранной торговой сети также не представляется возможным, так как департамент не наделен полномочиями в рассмотрении уставных документов. И, следовательно, за сколькими кубанскими вывесками скрываются "иностранные агенты в продажах", точно неизвестно. Будем надеяться, что это не помещает им соблюдать условия продуктового эмбарго и курса на импортозамещение.
Анастасия ПОЛОСИНА