Рамзан Кадыров опередил Александра Ткачева
1118
Рамзан Кадыров опередил Александра Ткачева
Буквально на днях Министерство регионального развития направило в Правительство доклад "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2012 года". Краснодарский край не вошел в число регионов "первой пятёрки". На этот раз он оказался двадцатым.
Р анее рейтинг регионов рассчитывался на основе семидесяти четырех показателей по четырем сферам: госуправление, образование, здравоохранение и ЖКХ. Ныне число показателей сократили до двенадцати: численность населения и ожидаемая продолжительность жизни и смертность; объем инвестиций в основной капитал; уровень безработицы; реальные денежные доходы населения; показатели по введению общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилого фонда; доля выпускников государственных общеобразовательных учреждений, не сдавших ЕГЭ; а также оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта федерации. Регионы же, попавшие в первую двадцатку по эффективности, получат из бюджета гранты на общую сумму двенадцать миллиардов рублей, в том числе одиннадцать миллиардов – по госпрограмме "Региональные и федеральные отношения". Размер дотаций для каждого региона определяется величиной комплексной оценки.
Первое место досталось Ненецкому автономному округу, продемонстрировавшему лучшие результаты по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта на душу населения. Регион также занял второе место по свободному индексу показателя смертности населения без смертности от внешних причин, третье место – по инвестициям в основной капитал на душу населения (по уровню этот показатель в 14 раз выше среднероссийского уровня). Также в пятерку лидеров вошел еще один северный регион – Ямало-Ненецкий автономный округ, предсказуемо там оказались Москва и Санкт-Петербург, а также Республика Татарстан. Впрочем, это не единственная национальная республика, обошедшая Краснодарский край в списке эффективных регионов – так на четыре пункта опередила его Чеченская Республика, оказавшаяся на шестнадцатом месте.
Все регионы-лидеры получат гранты, варьирующиеся от 1,3 млрд. рублей для НАО, до 329 миллионов рублей для Краснодарского края.
Хотя Краснодарский край и попал в призовую двадцатку, хоть и с конца, имеющиеся тенденции вряд ли могут порадовать Александра Ткачева. Изменение критериев оценки резко подвинуло Чечню вперед: так, в 2011 году она была в числе регионов, находящихся между 41 и 73 местом в рейтинге (Краснодарский край, соответственно, между 11 и 40 местом, а в 2010 году и вовсе входил в первую десятку). Как это отразится в раскладе сил на Юге России – пока неясно, однако уже не первый раз высказываются идеи, что среди прочих региональных лидеров на Юге особенно выделяются двое глав субъектов – Александр Ткачев и Рамзан Кадыров. Об этом пишет, в частности, ИА "Лента.ру" :
"На фоне усиления Кадырова на востоке Кавказа, на западе растет фигура несменяемого губернатора Кубани Александра Ткачева, активно разыгрывающего казачью и националистическую карту. И хотя Краснодарский край формально не входит в состав СКФО, именно фигура Ткачева рассматривается в качестве противовеса амбициям Кадырова и де-факто стала знаковой для политических элит Северо-Кавказского региона: выходит, здесь можно и нужно проводить независимую политику, пользуясь покровительством (или молчаливым согласием) Кремля. Решения Ткачева по созданию казачьих дружин и даже казачьего радио копируют власти Ставрополья, а краевые делегации набираются опыта в Краснодаре. Свои тянутся к своим… Краснодар все чаще представляет соседей по Северному Кавказу в качестве враждебной силы. На Кубани больше года муссируются слухи о том, что ЧОП, близкий к окружению президента Чечни, выиграл тендер на охрану олимпийских объектов Сочи. Уже несколько лет здесь обсуждают перспективы строительства в городе огромной соборной мечети имени Ахмада-Хаджи Кадырова. В этих условиях уроки "кубановедения", еженедельные казачьи парады на улице Красной в Краснодаре, дружины с "травматами" и проповедь особой кубанской идентичности выглядят единственным противовесом натиску "восточников".
… Сегодняшняя тактика Кадырова заключается в экономической и де-факто силовой экспансии далеко за пределы своего региона. Ткачев же отдает предпочтение обороне с демонстрацией сил у себя и на близких территориях. В Краснодарском крае разговоры о чеченской экспансии (которую здесь из политкорректности маскируют под словом "кавказская") и знаменитом ткачевском "выдавливании" давно уже вышли с кухонь на телевидение и в прессу. Чечня и Кубань – два субъекта федерации борются за сферы влияния в регионе так, как если бы он уже не существовал в рамках единого государства. Но если у Чечни "фронт работ" – это (пока что) Ингушетия и Дагестан, то у Кубани – традиционно Адыгея, в основном славянская по населению (первым вице-губернатором у Ткачева не случайно является адыг Джамбулат Хатуов), и "испорченный фильтр" – Ставрополье. Юрисдикция Кубанского казачьего войска распространяется также и на Карачаево-Черкесию, где большинство славян – потомки кубанских казаков".
К этому можно добавить, что уже сейчас в западных регионах Ставропольского края набирает все большую популярность идея присоединения к Кубани (пока на уровне кухонных разговоров), но лиха беда начало. Автору этих строк приходилось в свое время беседовать и с журналистами из Карачаево-Черкесии (причем, представителями "титульных" народов, заявлявшими, что было бы неплохо, если бы их республика вернулась в состав Ставрополья, "а еще лучше – присоединилась бы к Краснодарскому краю").
"Очевидно, что регион на глазах "разваливается" на две части еще и по конфессиональному признаку, – пишет "Лента.ру". – К Ткачеву тяготеют регионы, где доминирующей религией является православие, к Чечне склоняются преимущественно исламские (и если у мусульман Западного Кавказа ислам умеренный, то на востоке он все более приобретает некавказские, саудитские черты)…перемещение одной из двух ключевых фигур – Ткачева или Кадырова – значительно изменит расклад сил на всем Кавказе", – резюмирует "Лента.ру".
К этому стоит добавить и высказанное вслух недоумение Кадырова по поводу высказываний Александра Ткачева о "выдавливании кавказских мигрантов". Хотя и комментарии чеченского президента были выдержаны в достаточно примирительных тонах, тем не менее, противостояние обозначилось, и вряд ли стоит ожидать его смягчения. Тем более, что спикер Чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов тогда назвал заявление губернатора Краснодарского края Александра Ткачева "посылом к межнациональной розни" и заявил, что Ткачев "хотел убить сразу двух зайцев – уйти от ответственности за Крымск и обозначиться как радетель за правопорядок на Кубани". Думаю, мало кто поверит в то, что председатель чеченского парламента будет говорить что-то идущее вразрез с мнением самого Рамзана Кадырова.
Вряд ли до проведения Олимпиады стоит ожидать каких-то резких движений в этом направлении – сейчас власти всячески стараются законсервировать существующий "статус-кво", поддерживая баланс сил. На этом фоне "рейтинг эффективности регионов" пока не выглядит существенным фактором – так, лишь некоторый штрих к картине. Но с другой стороны, сообщается, что итоги деятельности глав регионов к маю лягут на стол Президенту. Эксперты не исключают, что составленный ведомством рейтинг повлияет на судьбу губернаторов, которые признаны неэффективными. И хотя Ткачеву это пока не грозит, однако подобное продвижение в рейтинге вполне можно расценить и как "первый звоночек" к неким глобальным изменениям, которые могут начаться на Северном Кавказе, как только "отыграют последние аккорды гала-концерта закрытия сочинских Игр".