
Неисполнение закона об Уполномоченном по правам человека на Кубани
687
Неисполнение закона об Уполномоченном по правам человека на Кубани
Согласно нормам ст. 6 краевого закона "Об уполномоченном по правам человека в Краснодарском крае", региональный омбудсмен назначается на должность сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на эту должность более чем на два срока подряд.
К убанский омбудсмен Александр Козицкий прощался с общественностью 10 декабря 2012 года и даже рассказал о том, что не планирует оставлять правозащитную деятельность.
Напомним, Александр Козицкий был утвержден в должности уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае 29 мая 2002 года Законодательным собранием Краснодарского края тайным голосованием.
11 июля 2007 года повторно назначен на эту же должность. Срок его полномочий фактически истек еще летом прошлого года.
Возникает вполне резонный вопрос, почему в нарушение краевого закона Козицкий почти целый год продолжает занимать эту должность?
– Ни один из субъектов, согласно краевому закону, это губернатор и депутаты, почему-то не воспользовался своим правом внести предложения о кандидатуре на должность уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, – прокомментировал щекотливую ситуацию корреспонденту "НГК" руководитель аппарата кубанского омбудсмена Владимир Козлов.
Положение краевого закона об омбудсмене прямо указывает , что со списком кандидатов на должность народные избранники должны ознакомиться не позднее, чем за месяц до процедуры тайного голосования, а за семь дней до означенной даты через печатные СМИ ознакомить с этим списком общественность. Следовательно, версия о том, что случилось крымское наводнение и именно из-за этих трагических событий депутаты не стали рассматривать этот вопрос и "попросили" омбудсмена поработать еще немного, не выдерживает никакой критики.
– Вся система региональных уполномоченных ещё сырая, неустоявшаяся. Я много раз об этом говорил и депутатам, и в печати. На мой взгляд, нужен рамочный закон, в соответствии с которым работали бы все аппараты. Прежде всего, этот документ должен жестко регламентировать всю процедуру. А сейчас получается, что на региональном уровне процедура назначения и выдвижения кандидатов сильно различается. Я, кстати, входил в инициативную группу, которая в конце 90-х годов, скажем так, лоббировала краевой закон, а сам он разрабатывался в тесном сотрудничестве с Южным региональным ресурсным центром(ЮРРЦ). Тогда мы настаивали на том, чтобы включить общественные организации и объединения в круг тех, кто может предлагать кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека. Или хотя бы консультировать губернатора по поводу того или иного лица. Этого пока не сделано. Однако мы надеемся, что эти наши инициативы все же будут учтены – закон постоянно дорабатывается, в него вносятся изменения, – объясняет Владимир Козлов.
Специалисты же дружно отвечают, что это не иначе как "правовой нигилизм". Для назначения нового уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае нужна лишь политическая воля губернатора либо депутатов, а она почему-то так и не проявилась.
Кстати, Александр Козицкий может принудить исполнительную и законодательную власть найти себе замену. Соответствующая норма также прописана в законе. Речь идет о добровольном сложении с себя полномочий. В этом случае депутаты кубанского парламента после того как примут отставку, вынуждены будут назначить нового омбудсмена в течение двух месяцев после отставки старого. Никаких "и.о." или "вр.и.о." закон не допускает.
Пока же ни один из механизмов, прописанных в законе, не запущен. То, что власти Кубани подают пример неисполнения собственных законов в вопросе назначения уполномоченного по правам человека, на мой взгляд, симптоматично.
Владимир ПРИХОДЬКО