Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Александр Козицкий отчитался перед народными избранниками на одной из последних сессий ЗСК.
794
Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Александр Козицкий отчитался перед народными избранниками на одной из последних сессий ЗСК.
Доклад вызвал целый ряд нареканий со стороны представителей гражданского общества Кубани. В отчете омбудсмена никоим образом не была отражена роль третьего сектора при ликвидации последствий наводнения в Крымске.
С огласно краевому закону, доклад не является абстрактным документом. Законодательно закреплено, что в нем должны содержаться общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Краснодарском крае. Должны быть указаны государственные органы, органы местного самоуправления в Краснодарском крае и должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и гражданина и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите.
Однако в течение последних двух лет ежегодные доклады уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае не были опубликованы в официальных краевых изданиях, не размещены в открытом доступе хотя бы на официальном сайте кубанского законодательного органа. На вопрос нашего корреспондента, почему из докладов омбудсмена сделали некую тайну, заместитель уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае Владимир Козлов затруднился ответить. В беседе с корреспондентом "НГК" он посетовал на то, что дорого опубликовать доклад в СМИ и его приходится выпускать отдельной брошюрой. Правда, после нашей беседы заместитель уполномоченного заверил нас, что якобы достигнута договоренность с техническими службами ЗСК о публикации доклада на парламентском сайте. Там мы с ним и познакомились.
Пожалуй, наиболее интересная часть доклада – глава II "Партнерство и взаимодействие Уполномоченного по правам человека с некоммерческими организациями, Общественными советами и Общественной наблюдательной комиссией Краснодарского края", в которой кубанский омбудсмен охарактеризовал состояние гражданского общества.
"По данным Управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю, по состоянию на 01.01.2013 года в крае зарегистрировано 6977 (6805 в 2011 г.) некоммерческих организаций (НКО), в том числе: 3653 общественных объединений,
728 религиозных объединений, 2562 иных, 34 партии. Как и в предыдущие годы, в 2012 году активность некоммерческого (третьего) сектора продолжала падать. Она сводилась к проведению отдельных мероприятий в рамках основных уставных задач, а также полученного грантового финансирования отдельных проектов. Наиболее заметными были организации ветеранов, инвалидов, молодежные, позиционирующие себя сторонниками политических партий, профессиональные и корпоративные союзы, имеющие отношение к исполнительной власти и финансируемые по различным бюджетным программам и из иных источников.
Что касается НКО социальной направленности, действующих в сфере публичных отношений, осуществляющих защиту прав человека, оказывающих благотворительную помощь и аналогичных им, то их деятельность либо вообще прекратилась, либо носила эпизодический характер. Как и прежде, главными причинами продолжающегося падения активности уставной деятельности НКО является отсутствие материальной базы и четкой, внятной государственной политики в отношении их места и роли в современном общественном процессе. Это, в свою очередь, приводит к радикализации и росту протестной деятельности некоторых из них, что подтверждается различного рода акциями, в том числе и массового публичного характера.
Некоторые НКО окончательно встали на путь политической деятельности, а их лидеры стали позиционировать себя и публично подчеркивать свое членство в оппозиционных власти политических партиях. Примером может быть "Межрегиональная природоохранная и правозащитная благотворительная общественная организация (МППБОО) "Экологическая Вахта по Северному Кавказу"
Далее в документе отмечены наиболее активные общественные организации, в числе которых назван "Южный региональный ресурсный центр" (ЮРРЦ). Напомним, что директор грантовых программ этой организации профессор Михаил Савва вот уже почти месяц томится в застенках ФСБ. Александр Козицкий констатирует, что программу "Построение мира", из-за которой и пострадал видный общественник, на конкурсной основе поддерживала администрация Краснодарского края. Более того "программа стала победителем IV Всероссийского фестиваля социальных программ "Содействие", который был поддержан Минэкономразвития России и Общественной Палатой Российской Федерации. В целом можно отметить, что ЮРРЦ в прошедшем году наиболее активно осуществлял свою деятельность по проблемам миграции и активизации гражданских инициатив, традиционно оказывая ресурсную и методическую помощь и поддержку другим НКО Северо-Кавказского региона".
В докладе также отмечена "недостаточная прозрачность" распределения грантовой поддержки на Кубани. В частности, "нет полной информации о содержании проектов, критериях отбора победителей, обоснования принятых решений о победе тех или иных организаций. В составе конкурсной комиссии нет независимых наблюдателей и экспертов. Результаты выполненных проектов не размещаются в свободном доступе для ознакомления с ними всех желающих, оценки достигнутых результатов, изучения и применения опыта. Судя по опубликованным на сайте администрации края результатам конкурса грантов администрации Краснодарского края, победителями стали 39 общественных объединений.
Основные потребители программ – Краснодарская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, включая еѐ районные и городские отделения (более 30 млн. руб.), организации инвалидов боевых действий, молодежные организации, профессиональные объединения, НКО, действующие в сфере культуры, восстановления исторических памятников и храмов, соотечественников за рубежом и другие.
Минимальный грант составил 100 тыс. рублей. Есть общественные организации, которые получили два гранта. Если учесть, что основные победители, получающие порядка
60-80% бюджетных средств, повторяются из года в год, то подобное распределение бюджетных средств вряд ли можно назвать конкурсным. Фактически, используя процедуру состязательности, происходит финансирование ранее выбранных НКО. Среди грантополучателей также организации, чьи представители вошли в конкурсную комиссию".
Очевидно, что оставшиеся победители, около 20-25 НКО, могли претендовать только на сумму в среднем от 200 до 500 тыс. руб.".
Высказался омбудсмен и о работе некоторых общественных советов, в частности, о деятельности ОС при
ГУ МВД, который, как следует из текста, "потерял темп своего участия в жизни и деятельности ведомств. А между тем, "их роль весьма важна, особенно на этапе реформирования этих служб. Например, вряд ли можно назвать успешным выполнение Федерального закона Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", при отсутствии системы общественного контроля над деятельностью ведомства, в адрес которого звучит наибольшее количество обоснованной критики".
Разумеется, кроме этой главы, в докладе были и другие. В основном, в документе говорится о соблюдении основных прав человека на Кубани. Но характеристика этой отрасли не претендует на полноту, что, в общем-то, и признает сам уполномоченный. Ведь основным источником информации служат обращения в его адрес.
Более подробно с докладом можно ознакомиться на сайте краевого Заксобрания. http://www.kubzsk.ru/gosorgani/files/2011/ks2012.pdf