Еще один общественный договор за честные выборы. Станут ли выборы на Кубани от этого чище и прозрачнее?
2773
Еще один общественный договор за честные выборы. Станут ли выборы на Кубани от этого чище и прозрачнее?
Теперь избиратели и кандидаты смогут пожаловаться в Объединенный штаб общественного наблюдения. Только сможет ли созданная структура разрешить конфликтную ситуацию в оперативном режиме, как того требует выборная кампания.
Тема общественного контроля за избирательным процессом стала основной темой круглого стола, прошедшего в избирательной комиссии Краснодарского края в минувшую среду.
Открыл мероприятие председатель краевого избиркома Алексей Черненко, задав тон обсуждению вопросов взаимодействия общественности при осуществлении наблюдения за ходом выборного процесса в единый день голосования
18 сентября 2016 года.
Присутствовавший на мероприятии член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод поделился опытом с экспертным сообществом Кубани.
– Мы планируем в день голосования направить в Краснодарский край своего представителя из Москвы, который будет посещать избирательные участки, участвовать в работе Горячей линии по связям с избирателями. Что можно порекомендовать из опыта других регионов? Сейчас создаются общественные штабы. В Ростове, к примеру, я побывал на собрании волонтеров, которых готовят для того, чтобы они оказывали содействие людям с ограниченными возможностями здоровья в посещении избирательных участков. Регион у вас динамичный, с большим количеством политических сил, регион, где есть и протестные настроения. И, кстати, я недавно обсуждал в аппарате полпреда по ЮФО тему участия и московских, и местных правозащитников для работы с этой протестной группой для разрешения проблем, – рассказал коллегам Александр Брод, сопредседатель Ассоциации по защите избирательных прав граждан «Гражданский контроль», член СПЧ.
После многочисленных высказываний участники круглого стола пришли к выводу о необходимости создания Объединенного штаба общественного наблюдения за выборами на территории Краснодарского края, проводимыми
18 сентября 2016 года.
Соответствующее соглашение было подписано избирательной комиссией Краснодарского края, Ассоциацией по защите избирательных прав граждан «Гражданский контроль», Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае, Общественной палатой Краснодарского края, Советом при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Краснодарским региональным отделением Ассоциации юристов России, Общественным экспертным советом при избирательной комиссии Краснодарского края, Краснодарской краевой общественной организацией «Центр прикладной социологии и политологии».
Основными целями создания Объединенного штаба общественного наблюдения за выборами на территории Краснодарского края его основатели назвали: защиту прав граждан в ходе избирательной кампании, открытие участниками соглашения горячих линий для жалоб и заявлений избирателей, организация их совместного рассмотрения и разрешения, мониторинг, предупреждение и разрешение электоральных конфликтов, в том числе в день голосования, анализ информации в открытых источниках, связанной с возможными нарушениями избирательных прав граждан, доведение до сведения общественности, в том числе через СМИ, позиции участников соглашения по конкретным ситуациям.
Организационно-техническое обеспечение деятельности так называемого Объединенного штаба общественного наблюдения за выборами взял на себя краевой избирком.
К сожалению, в работе круглого стола не приняли участие представители силовых структур. В ходе голосования сотрудники МВД, находящиеся на избирательных участках, должны способствовать пресечению нарушений, однако, по нашим наблюдениям, они стараются остаться в стороне. Многие согласятся с тем, что не все сотрудники полиции, которые несут дежурство на УИКах в единый день голосования, владеют исчерпывающими знаниями избирательного законодательства, чаще всего они ориентируются на указания председателей УИКов, а не общественников или наблюдателей. А в случае выявления последними грубых нарушений не всегда спешат их пресечь.
Возможно, Объединенный штаб общественного наблюдения и внесет свою лепту в проведение честных выборов, но пока силовые структуры не будут оперативно реагировать на грубейшие нарушения законодательства о выборах, на выходе мы всегда будем иметь те результаты, которые имеем.
Жалобы находят свое разрешение и теперь, когда голоса избирателей уже подсчитаны, а вновь избранные депутаты празднуют победу, завоеванную не всегда законными методами.
Отдел расследований НГК