Политика:

От Тмутаракани до Корчева…

09.03.2016

Спецпроект «НГК» и газеты «Керченский рабочий». «Медиамост: Берег левый – берег правый»

3142

Спецпроект «НГК» и газеты «Керченский рабочий». «Медиамост: Берег левый – берег правый».

Строительство моста  через Керченский пролив является продолжением намерения русских князей

Есть поразительные переклички в нашей истории и удивительные места, сохраняющие своё значение во всей неизменности, несмотря на протекшие века. К ним, несомненно, относится Тмутаракань, нынешняя Тамань. Это причудливое слово, невнятное название, таинственное имя проросло сквозь века, словно устойчивый ко всем невзгодам, потрёпанный ветрами, но выстоявший в непогоду татарник. Непривычно щекочет оно теперь горло, вспугивая слух. Словно протарахтело что-то в степной дали и смолкло на веки вечные – Тму-та-ра-кань!..

Уже давно объяснённое историками и филологами слово это по-прежнему притягивает к себе какой-то таинственностью и загадочностью, как и земля, им называвшаяся. Вроде бы, всё давно уже ясно. Вот он – Самкерц, Таматарха, Тмутаракань, Тамань – поселение, град, станица. «Вечный город», как поминался он в старинных хрониках.

Удивляет ведь и та настойчивость, то упорство, с которыми пробивалось к нам это слово сквозь века. Впервые помянутое в летописях под 988 годом, для Руси, знаменательным годом принятия благодати Христовой веры, целый век покрасовавшись в летописях, оно уходит из них неожиданно, вдруг. Но спустя почти век имя это опять-таки неожиданно всплывает в непревзойдённом «Слове о полку Игореве», созданном безвестным поэтом в 1185 году. И не просто поминается наряду с другими землями незнаемыми, но становится в центре поэтического повествования. Называется уже не только в смысле историческом и географическом, но как некая духовная задача: «Поискати града Тмутаракани»…

Как известно, блаженный Никон, один из основателей Киево-Печерской обители и иноческого жития на Руси, дважды отправлялся в Тмутаракань «для более усиленного подвига». И не просто отправлялся, но поселялся там, сооружал церковь пресвятой Богородицы и основывал монастырь, подобный Печерскому.

Впрочем, о духовном значении Тмутаракани в истории Руси я писал в своё время, перечитывая «Слово о полку Игореве», через христианские воззрения. В книге «В поисках града Тмутаракани» (издательство Московского государственного университета, 2000). Наше же нынешнее обращение к ней имеет самое непосредственное и прямое отношение ко дню сегодняшнему.

Появление Тмутаракани в «Слове», найденном и изданном А.И. Мусиным-Пушкиным в 1800 году, так удивило исследователей, что начались споры о её местонахождении. И как бы приготовляя людей к такому неожиданному появлению её в «Слове» нашими предками, бывшими запорожцами, верными черноморцами, обретшими на берегах Кубани по повелению Екатерины Великой свою землю обетованную, был найден в 1792 году Тмутараканский камень, содержащий такую конкретную надпись, которая уже не оставляла никаких сомнений в том, где же находится Тмутаракань: в лето 6576, то есть в 1068 году, князь Глеб «мерил море по леду: от Тьмуторокани до Къчева», с указанием расстояния. В более позднем написании «От Тмутаракани до Корчева», а говоря современным языком – от Тамани до Керчи.

Уже в 1794 году всё тот же неутомимый А.И. Мусин-Пушкин издаёт книгу «Исследование о местоположении древнего Тмутороканского княжества». Находка Тмутороканского камня приобрела широкую огласку. Возникло даже дело об этом камне, в котором приняла самое деятельное участие Екатерина Великая. Столь активное, что иным маловерным скептикам показалось, что эту находку она сама «устроила» якобы для обоснования проводимой ею политики на юге России. На самом же деле тогда в России были такие, нам теперь малопонятные времена, когда самодержцам было дело не только до поданных и земель своих, но и до некоего там камня, найденного на окраине государства и ещё неизвестно, что и значащего…

Этот Тмутараканский камень со столь удивительной надписью на нём и вспоминается нам теперь потому, что сооружается переправа через Керченский пролив – мост и другие коммуникации. А это значит, что решение, принятое руководством страны по созданию переправы через Керченский пролив, продиктовано не только сегодняшней необходимостью, но является продолжением намерения русских князей, теряющегося в веках, во всяком случае, с известного из надписи 1068 года. Согласимся с тем, что столь грандиозное и сложное инженерное сооружение приобретает при этом совсем иной смысл и значение. А потому оно должно быть как-то отмечено и запечатлено. Всё-таки девять с половиной веков – от смутного намерения Тмутараканского князя Глеба – оно ожидало своего воплощения.

Я обращаюсь к администрации Краснодарского края, к тем специалистам, кто возводит мост, с предложением – установить копию Тмутараканского камня на постаменте с переводом надписи на современный язык, у начала моста через Керченский пролив на тмутараканском, кубанском берегу. В знак преемственности предпринятого дела чрезвычайной важности. Сам камень находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Надеюсь на то, что нынешние власти так же, как и в своё время Екатерина Великая, различат всю историческую, мировоззренческую и идеологическую важность и глубину такой акции. Во всяком случае, вспомнят о древнерусском Тмутараканском княжестве, здесь находившемся, и о том, что русский мир существовал на Северном Кавказе изначально.

Да ведь и сам корень Рус, что убедительно доказывал академик РАН О.Н. Трубачев, имеет южное происхождение: «Большая загадка русской истории и филологии – происхождение названия Русь… Страна древних русов располагалась в кубанских плавнях, где когда-то были земли античных синдомеотских племён – дандариев и собственно синдов» («К истокам Руси. Наблюдения лингвиста», М., 1993).

И приводил поразительный факт о том, где впервые было произнесено имя нашей родины именно в нынешнем его произношении: «Но посильнее многих иных аргументов значится в одном договоре императора Византии с генуэзцами XII века красноречивое по форме и говорящее само за себя имя города… «Россия», рядом с Таматархой – Тмутараканью». Среди краеведов бытует мнение, что это – нынешняя станица Голубицкая. Впрочем, оставим это для их изысканий. Нам достаточно аргументов выдающегося лингвиста, академика О.Н. Трубачева о том, что русский мир существовал здесь искони и что отсюда он распространялся на Север. Но не наоборот, как полагают иные исследователи.

Пётр ТКАЧЕНКО