Политика:

Политику и человеку

27.10.2020

К 80-летию Николая Игнатовича Кондратенко

Автор: Владимир ЮДИН

1234

Я хочу рассказать об уникальном человеке, который оставил очень заметный след в общественно-политической жизни и Краснодарского края, и всей страны…

Речь идёт о ярком политике, талантливом хозяйственнике и нравственно одарённой личности – Николае Игнатовиче Кондратенко, чей многосторонний талант во всей полноте проявился на крутом переломе XX – XXI веков.

В те сложные и противоречивые 1990-е годы в любом, самом отдалённом уголке России при слове «Кубань» люди с доброй улыбкой восклицали: «А, это там, где Кондратенко?! Слышали, читали, знаем!» Действительно, трудно себе представить политическую фигуру того времени более популярную, авторитетную, уважаемую не только в кубанском регионе, но и в стране.

Жизненный путь Батьки Кондрата, как его любовно называли в народе, не был усыпан розами, напротив, острыми колючими шипами. Несомненно, физически крепкий, могутный, как говаривают казаки, Батько Кондрат мог бы жить долго, однако его здоровье подорвали неутихающие, злонамеренные, провокационно-наглые наскоки либерально-русофобской публики, как в центре, так и на местах. Они сопровождали всю его активную и плодотворную общественно-политическую деятельность, что и остановило в конце концов его горячее, неистовое, великодушное сердце…

Не каждого люди называют Батькой. Только близкого человека, кому безраздельно и безоглядно доверяют, кого ценят и уважают. Николая Игнатовича люди искренне любили за доброту, сердечность, неподдельную скромность. Всепоглощающее, неистовое служение русскому народу, родному краю, России никогда не было для народного губернатора Кубани пустым звуком, всегда являлось путеводным ориентиром в исповедуемой им идеологии русского патриотизма. Его глубочайшее уважение к своей стране, своим национальным корням и традициям, к истории и богатой русской культуре тесно увязывалось с православно-христианской верой, заповедями, которыми он неизменно руководствовался.

С великой болью в душе Н.И. Кондратенко переживал разрушение СССР, распад векового многонационального и многоэтнического содружества, ибо в дружбе народов он по праву видел основу развития и процветания великой российской державы. «Только враги могли нас разделить!» – не раз с горечью восклицал он на различных публичных форумах.

Выступая на первом съезде народов России и Белоруссии, Николай Игнатович выразил огромное восхищение успехами братского белорусского народа:

– Выступая сегодня после долгой разлуки, я, русский по роду и племени, должен перед тобой, мой брат-белорус, исповедаться. Ты эту исповедь в нашем славянском братстве заслужил. Рядом с тобой я могу поставить лишь мужественного серба. Ибо в это сложное противоречивое время вы оказались честнее и мужественнее других. Вы не пошли добровольно сдаваться новоявленным хозяевам планеты. Вы не стали в угоду им разрушать свои заводы и фабрики, которые отцы и деды создавали, снимая последнюю рубаху. Вы не бросили на растерзание своего крестьянина, а я бывал в Белоруссии и видел ваши трактора, машины, комбайны, беседовал с крестьянами. Вы не стали разрушать и изгаляться над святая святых – своей армией, унижая её с телеэкранов. Для меня стало понятным, почему в той войне вы, дорогие братья – белорусы и сербы, заняли столь мужественную позицию и с первого до последнего дня грудью встали на защиту и Отечества своего, и братства славянского, и больше других на алтарь победы положили своих сыновей и дочерей. …Сегодня мы, русские, на своей земле точь-в-точь как палестинцы. Только палестинцы не утратили способности идти на самопожертвование, защищая свои национальные интересы, а мы, русские, утратили это качество. Сегодня спасать нужно страну (имею в виду и Россию, и Белоруссию) не капиталистическую и не социалистическую – спасать уже надо свободную и независимую. И не дай Бог, если в скором времени мы не объединимся, не создадим блок патриотических сил – мы обречены…»

Читая и слушая страстные правдоискательские речи Н. Кондратенко, нельзя не восхищаться его безоглядной гражданской смелостью, бесстрашием, твёрдой и последовательной наступательной позицией, что вызывало лютую ярость у непримиримых идеологических противников. Без преувеличения, с немалым риском для жизни он бил врага точно в цель, не прибегая к трусливо-увёртливым иносказаниям, осторожным намекам-полунамёкам и прочим дипломатическим реверансам. Далеко не каждый осмеливался в то суровое время называть вещи своими именами и открыто призывать к беспощадной борьбе с недругами Отечества. Тем востребованней эти речи сегодня, ведь многие общественные проблемы минувших лет не утратили своей живой актуальности, человечество и сегодня нуждается в сущностных ответах на вопросы: кто есть и что есть в зловещем антигуманном мире.

«Наша сила – в братстве народов России. А для этого надо перед лицом нависшей над Отечеством опасности преодолеть всё то мелкое и второстепенное, что всегда так старательно раздувают в оккупированных странах. Расчленение великой державы на 15 государств, ни одно из которых, в силу особенностей исторического развития, не имеет самодостаточной экономики, – результат политики мирового сионизма, не скрывающего своей цели: любой ценой поставить на колени самый непокорный народ, ибо с остальными справиться будет легче, – размышлял мыслитель-патриот Н. Кондратенко. – …Сегодня речь идёт о спасении России как государства».

Эффект разорвавшейся бомбы произвело историческое выступление губернатора Н.И. Кондратенко на встрече с делегатами учредительной конференции «Патриотического Союза молодёжи Кубани» 27 февраля 1998 года. Говоря о великих исторических потрясениях, переживаемых современной Россией, искренне и горячо веря в огромные созидательные возможности народа, лидер Кубани на пределе полной откровенности предупредил молодёжь края о самой серьёзной опасности, нависшей над нашей Родиной и всем прогрессивным человечеством. Как знать, быть может, именно эта программная просветительская речь мудрого, немало пожившего и испытавшего человека открыла глаза на мировые проблемы не одному юноше и не одной девушке, вступающим в житьё. А те понесли эту правду по эстафете – волна за волной своим родным, близким, друзьям и знакомым… Правду ведь не остановишь.

– Моему поколению небезразлично, каким будет наше с вами продолжение на земле нашей, русской, –  начал свою речь Н.И. Кондратенко. – И потому с чувством некоторой вины я поднялся на эту трибуну и говорить хочу не о каких-то вещах сиюминутных, а о том, что происходит с нами, дать оценку этому. Что нас поставило в такие условия? Почему мы, русские, начали разрушать сами себя. Что это – случайность, нелепость какая-то? Менталитет, как пытаются сегодня по телевидению говорить? Хочу сказать: «Нет, нет и нет! Всё это – запланированная акция. Всё это – глубоко продуманная политика. И всё это вырисовывается как международный заговор против России и, прежде всего, – против русской нации…»

С кем бы из моих земляков-кубанцев, близко знавших Николая Игнатовича, мне не приходилось говорить, все как один отмечали его исключительно выдающийся дар – при любых обстоятельствах, при любом общении оставаться мудрым и рассудительным человеком, умеющим слушать, слышать и искренне уважать мнение собеседника. Вместе с тем он отличался твёрдым, стойким характером, непреклонной волей, умением бороться и убеждать оппонента чёткой логикой своих суждений.

Кубанцы хорошо помнят жёсткость, железную требовательность, принципиальность Батьки Кондрата в борьбе за урожай на каждом гектаре. Регулярно, без устали совершал он рабочие маршруты по районам, не давая ни себе, ни другим передышки. – Без умелой организаторской работы губернатора Н.И. Кондратенко, его дружины и огромного энтузиазма сельских тружеников жатва – 99 не имела бы такого успеха, – признают в крае.

«Батька Кондрат» по происхождению казак, предки которого по указу великой императрицы Екатерины II пришли с берегов Днепра в кубанские степи, став несокрушимой стеной у южных границ России. Он лучше других чувствовал и понимал, что казачьи традиции надо свято чтить, уважать и приумножать, с казачеством надо находить контакты, с казачеством надо сотрудничать. Именно по инициативе Н.И. Кондратенко атаман Кубанского казачьего войска стал в своё время заместителем главы администрации, вице-губернатором по вопросам казачества.

«Самородок Н.И. Кондратенко с детства впитал всю соль казацкой земли: смекалку и мудрость, талант хлебороба, воина, политика, государственного деятеля и мыслителя. Его магическая сила – в умении вести на подвиг людей, в способности обратить в свою веру равнодушных и даже врагов, в провидении народной судьбы. За правду народную и заботу о ближних таких на Руси звали Батькой», – пишет близкий друг и сподвижник кубанского лидера Н.Г. Денисов («Батько Кондрат и его идеология созидательного сопротивления». – В кн.: С любовью к Родине. – Майкоп, 2003, с. 17).

Депутат Госдумы РФ от Краснодарского края Николай Харитонов отмечал, что Батька многое успел, но, конечно, далеко не всё, что мечтал воплотить в жизнь. «Но все будут помнить, как много он сделал для аграриев. И сам всю жизнь гордился своими крестьянскими корнями».

О природной скромности и простоте Николая Кондратенко рассказывают многие кубанцы.

 – Скромность у него преобладала, – вспоминает кубанский фотожурналист Пётр Янель, который жил по соседству с Николаем Игнатовичем. – Я помню, сколько раз мы встречались в подъезде, у лифта. Я ему говорю: «Проходите!» А он мне: «Нет! Вы сначала! Вы ведь не четвёртая, а первая власть».

– Это был человек-глыба, сильный, могучий, как гоголевский Тарас Бульба, но к нему можно было запросто подойти на улице или позвонить с просьбой,  – рассказывал ветеран Великой Отечественной войны Иван Павлович Калугин. – И он не отказывал: решал все проблемы сразу, на месте. Поддерживал все хорошие начинания, стоял у истоков ветеранского движения. Очень многое, что сделано на Кубани, чем живёт она сейчас, сделано благодаря нему, нашему Батьке!..

В родной станице Николая Игнатовича Пластуновской о «Батьке Кондрате» единодушно говорят не только как о грамотном руководителе и земледельце, а больше как о хорошем, приветливом человеке, достойном земляке. Соседка Валентина Симонова вспоминает:

– Все его не просто уважали, а искренне любили. Он был простой, думал о народе и жил для народа… Все помнят, как на выходных он приезжал и копал у себя на огороде картошку, выращивал виноград. С нами щедро делился своими семенами и саженцами. Вспоминаю такой случай: как-то у нас сломался автомобиль, и мы с водителем застряли в поле. На нашу удачу мимо проезжал Батька. Он чуть ли не под машину залез, исправляя поломку.

Казаки, вольнолюбивые патриоты Отечества, делают всё, чтобы в крае была создана почва для народного благоденствия, для приоритетного развития русской народной и самобытной казачьей культуры, а также яркой и своеобразной культуры народов Северного Кавказа.

Есть что вспомнить о легендарном Батьке Кондрате и мне, автору этих строк, живущему много лет вдали от родной кубанской земли.

…Я часто езжу на свою «малую» Родину, в посёлок Мостовский, что в предгорье Северного Кавказа. Встречаюсь с земляками, школьными друзьями, журналистами, руководством Мостовского района. Поддерживаю творческие связи с широко известными писателями и поэтами Кубани.

Но вряд ли эти дружеские и творческие связи были бы столь тесны, если бы не Николай Игнатович Кондратенко. Будучи губернатором края, он радушно принимал меня. Мы вели продолжительные интересные, исключительно полезные беседы по насущным вопросам времени. Дружеское обаяние Николая Игнатовича столь сильно, что у меня оставалось такое ощущение, будто я никуда вовсе и не уезжал с родимых мест, а просто нахожусь в длительной командировке «по заданию» моих земляков-казаков…

Особенно мне запомнились полные гражданской тревоги слова лидера Кубани:

– У меня всё более растёт ощущение того, что мы, русские, казаки, словно изгои в собственном доме. Стоит только заикнуться о патриотизме, о русском национальном самосознании, о возрождении национального духа, культуры, о спасении Отечества от западных разрушителей, как тут же тебе лепят уничижительные ярлыки, называют чуть ли не «фашистом». И кто разглагольствует?! Чаще всего тот, кто, будучи пропитан ядом космополитизма, сам сеет вокруг себя межнациональную вражду и ненависть, исповедуя, по сути, изуверскую идеологию расизма и русофобии. Земля-кормилица «беспартийна», она признаёт лишь одну «партию» –  партию труда и созидания, не знает и знать не хочет пустопорожней болтовни и пресловутого либерализма: хочешь снять урожай – трудись до пота, неукоснительно выполняй правила земледелия.

В качестве объекта оголтелой дискредитации не стал исключением и Н.И. Кондратенко. Ненависть русофобов вызвали его высказывания и на Кубани, и в Совете Федерации, и в Госдуме по ключевым вопросам российской политики, проникнутые подлинной заботой о простых людях. За его прямодушие, подлинно русскую открытость и честность на него «обратили внимание» все «демократические» СМИ, которые на протяжении многих лет лили на него немыслимое количество грязных помоев, обвиняя во всех смертных грехах.

Но Николай Игнатович никогда не был одинок, его активно поддерживали земляки-кубанцы, они поверили в него, решительно поддержали в тяжёлые для края времена, отдав ему четыре пятых голосов на выборах губернатора, глубоко чтут память о нём по сей день. До сих пор фигура Н.И. Кондратенко в крае – одна из самых авторитетных. И не только на Кубани, по всей России.

…Минуло 20 лет. Казалось бы, молниеносный миг в стремительном полёте беспощадного времени. Мне не забыть, как на нашей последней встрече, широко и приветливо улыбаясь, Николай Игнатович пожелал мне – журналисту сеять разумное, доброе, вечное, никогда не отрываться от народных корней. И от имени администрации вручил ручные часы с эмблемой герба Краснодарского края, на фоне которого сияют золочёные слова кубанского гимна: «Ты Кубань, ты наша родина!..»

Бережно и трепетно храню я эту бесценную реликвию, полученную из рук самого Батьки Кондрата, который являет собой ярчайший пример неистового служения своему народу.

…Остался за спиной, растворился в туманно-сизой дымке за поворотом автострады дорогой моему сердцу посёлок Мостовский, где живут и трудятся честные, добрые душой мои земляки-кубанцы. Ещё долго видны сияющие серебром в лучах солнца снеговые вершины Кавказского хребта, вечно молодые, непокорные, гордые, как горда и свободолюбива душа моих земляков-казаков. А выше всех, весело играя серебристым огнём, сияет остроконечный пик красавца Эльбруса, как стрела пронзивший бездонную синеву неба…

Вот таким гордым, свободолюбивым, неколебимым «Эльбрусом» сохранился в моей памяти лихой кубанский казак, пламенный народный патриот и защитник России Николай Игнатович Кондратенко!..

Владимир Юдин, профессор, потомственный кубанский казак, г. Тверь