Политика:

Цыганский вопрос

15.04.2015

Кубанские казаки должны были увлечь цыган хлебопашеством и примером добросовестной воинской службы

1979

Кубанские казаки должны были увлечь цыган хлебопашеством и примером добросовестной воинской службы.

Нет, пожалуй, в истории России, да и Европы в целом, народа, вызывавшего столь неоднозначное отношение, как цыгане. Вечно странствующий, вольный народ, в давние времена вышедший из Индии, со своей ни на что не похожей культурой, проникновенными танцами и песнями, с одной стороны. С другой стороны, хватает и иных стереотипов: бродяги, попрошайки, гадалки, наркоторговцы. И, к сожалению, до сих пор трудно сказать, какие оценки превалируют – негативные или позитивные. Об этом и многом другом говорилось на проводившемся в кубанской столице первом Краснодарском городском форуме "Цыганский вопрос: историческая память и современная повседневность".
На территории Краснодарского края цыгане появились давно: еще в 1839 году, как гласят документы Государственного архива Краснодарского края, рассматривался вопрос о зачислении в Черноморское казачье войско "кочевых цыган Новороссии", и некоторые действительно принимались на службу. Генерал-майор Григорий Рашпиль, тогда исполнявший обязанности войскового наказного атамана, согласился принять представителей этого народа, но с непременным условием не допускать создания поселений с компактным обитанием. Он предполагал, "разделив их поровну во все три черноморских округа, водворить по усмотрению войскового начальства … не менее как по пяти семейств, но и не более десяти, в теперешних казачьих станицах". Планировалось, что казаки должны были увлечь цыган хлебопашеством и примером добросовестной воинской службы. Можно сказать, что это была первая попытка полной интеграции цыган в общественную жизнь. Попытка, как показала последующая история, не особо удачная. И по сей день, как мы можем видеть, кочевой образ жизни предпочитают на Кубани многие цыгане. Но является ли это вечной судьбой этого народа, всегда держащегося особняком от остальных и принявшего немало гонений за эту свою "особость"?
Об этом и многом другом говорили на прошлой неделе на уже упомянутом форуме, где цыгане воспользовались возможностью бросить вызов сложившимся стереотипам и одновременно заявить о себе, как о древнем народе, с богатой и сложной культурой.
Мероприятие было приурочено не только к Международному дню цыган, но и к празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 года. Поэтому проведение форума утром предварялось акцией "Памяти цыган, погибших во время Великой Отечественной войны" – возложением цветов к Вечному огню на Площади Памяти Героев. А уже после в здании "Общественного информационного центра города Краснодара" начался и сам форум. Модератором его выступил заместитель председателя цыганской общины политолог, преподаватель факультета управления и психологии КубГУ Тимур Халилов, он же и открывал форум. От имени администрации Краснодара собравшихся также поздравил с Днем цыган Михаил Серопян – ведущий специалист управления по связям с общественностью администрации города Краснодара. Он же отметил вклад цыганской общины в укрепление межнационального мира и согласия в Краснодаре.
Вслед за ним взял слово сидевший в президиуме узник войны Александр Халилов.
– Не дай бог, кому-либо пережить то, что довелось пережить мне, – сказал он, – и сегодня, в преддверии годовщины Победы, хочу пожелать всем мира, всем странам и народам. А также хочу выразить глубочайшую благодарность краевой и городской администрации, губернатору Александру Ткачеву и главе города Владимиру Евланову за то, что они понимают нашу малую нацию, способствуют тому, чтобы цыгане наравне с остальными народами делали свой вклад в процветание нашей общей великой Родины.
Член Совета при главе администрации Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Михаил Джурило, вспомнил о цыганах, воевавших в Великой Отечественной войне, получивших звание Герой СССР, о театре "Ромэн", выезжавшем на передовую. Старший научный сотрудник Южного филиала Росссийского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, Александр Гуцалов, рассказал об исследованиях цыганской культуры, проводимой институтом, выразив надежду, что к данным собранным по ростовским цыганам, добавятся также и исследования культуры цыган Кубани. Затронул он и вопрос происхождения цыган, совместив его с проблемами актуальной геополитики: по его словам, вышедший в свое время из Индии народ, сегодня может внести существенный вклад в развитие российско-индийских отношений, сыграть свою роль в "развороте России на Восток".
Но центральным моментом форума, конечно, стало выступление председателя Краснодарской городской цыганской национально-культурной автономии Владимира Смаилова. Человек этот давно уже привлекает внимание журналистов, причем, не только в праздничные дни. Его порой именуют "цыганским бароном" Кубани, хотя сам он в своих интервью подчеркивает, что это не титул, а скорее – традиция, поскольку "баро" переводится с цыганского как "старший, уважаемый", а настоящих баронов (таких, как в прошлом) сейчас уже нет. Однако некоторые считают Владимира Смаилова бароном не по титулу, а скорее, "по духу". После окончания торгового техникума в городе Ленинграде он более двадцати лет работал в сфере торговли города Краснодара, впоследствии стал бизнесменом. С 1998 года возглавлял Региональную НКА "Цыгане Кубани", с 2007 года – "Центр цыганской культуры Северного Кавказа".
Лейтмотивом его доклада стала память о Второй мировой войне и прошедшем в ходе нее геноциде цыган – "Параиймос".
– Если о Холокосте известно всем, о нем снимают книги и фильмы, то об истреблении цыган говорится очень мало, это своего рода "забытый геноцид". В материалах Нюрнбергского процесса есть отдельная секция, посвященная евреям и их истреблению, но нет отдельного направления по истреблению цыган. Германия до сих пор платит компенсации жертвам Холокоста в Израиле, но компенсации жертвам геноцида начали выплачиваться только в восьмидесятых и не особо охотно. Многие нацистские преступники, теоретики, подводящие псевдонаучную базу под геноцид, оставались не только на свободе, но и при должности в Германии до самой смерти. Цыгане – это народ, который убивали дважды в двадцатом веке: первый раз во время самой войны: расстрелами, душегубками и газовыми камерами, и второй – забвением, замалчиванием страшной трагедии цыганского народа.
Владимир Смаилов также напомнил, что "антицыганские законы" принимались в Германии еще до прихода Гитлера к власти, а рецидивы отношения к цыганам, как в "криминальным, нежелательным элементам", существуют в Европе и по сей день. Об этом же говорил и взявший слово после Владимира Смаилова Тимур Халилов, выступивший с докладом с провокационно-вопросительным названием "Цыгане – люди мира?".
– Когда страны восточной Европы с традиционно высоким процентом проживания цыган: Венгрия, Румыния, Болгария – вступили в ЕС, и многие из цыган стали переселяться на Запад, то выяснилось, что далеко не все страны готовы их принять. Дело дошло до того, что вице-председатель Еврокомисии Вивиан Ридинг в 2012 выразила свою озабоченность высылкой из Франции двух тысяч цыган только за один месяц. На что тогдашний президент Франции Николя Саркози (также подозреваемый не то в еврейских, не то в цыганских корнях) ответил, что никто не может разговаривать с Францией таким тоном. Впрочем, надо отметить, что не везде в Европе проводится такая политика: Испания, например, выделяет миллионы евро на интеграцию цыган в испанское общество. Как результат – среди испанских цыган только пять процентов живут в кибитках, около восьмидесяти пяти процентов грамотны. В России, где уровень грамотности цыган один из самых низких, об этом можно только мечтать.
Впрочем, как выяснилось, в том, что цыгане все еще не до конца принимаются обществом, виноваты не только европейцы или россияне. Тимур Халилов назвал ряд особенностей самих цыган, мешающих им полноценно интегрировать в современное общество. Среди важнейших проблем были названы отсутствие традиций социального активизма, незнание методик социального лоббирования, недостаток образованных людей (да и просто грамотных) и, наконец, замкнутость в себе, закрытость цыган от остального общества.
– Я сам родился в многодетной семье, и так получилось, что до школы я воспитывался, в основном, в кругу семьи, – рассказал Тимур Халилов, – со мной всегда были старшие братья и сестры, было кому присмотреть. Но когда я пошел в первый класс, я не знал ни одного слова по-русски. К счастью, мне попались очень хорошие психологи, которые помогли моей социализации – в результате чего я окончил школу с золотой медалью, а университет – с красным дипломом. Но так, к сожалению, бывает далеко не со всеми. Мы должны воспитывать в себе больше гражданственности, понять, что мы, прежде всего, россияне, граждане России, а лишь потом цыгане, врачи, краснодарцы или там велосипедисты.
Пример кубанского преподавателя, конечно, очень хороший, но, к сожалению, наше общество пока больше знает цыган по совсем иным примерам. Первая ассоциация, которая приходит нам в голову при слове "цыгане" – это толпа неопрятных попрошаек, клянчащих мелочь на остановках и в общественном транспорте. Наш корреспондент спросил у Тимура Халилова, что цыганская община может сделать для того, чтобы мнение о цыганах не формировалось по этим людям и что можно сделать для их социализации?
– Проблема, безусловно, имеется, и решить ее непросто, – признает Тимур Халилов, – дело осложняется тем, что эти все люди – беженцы из Закавказья или Средней Азии, порой бежавшие от прямой резни. Соответственно, многие оказались на новом месте без каких-либо средств к существованию, зачастую, даже без документов. Мы пытаемся им помочь, но с ними довольно трудно взаимодействовать и, сказать по правде, у взрослых социального будущего нет. Другое дело – дети, которых мы надеемся вырвать из этой системы. Многие из родителей, кстати, были бы и рады, если бы их дети могли учиться, стали полноправными членами общества, но у них просто нет на это денег. А что нам нужно сделать, чтобы преодолеть негативные стереотипы, я считаю, что нужно действовать через вовлечение цыган в общественную жизнь, популяризацию цыганской культуры, через проведение таких вот форумов, через участие в различных мероприятиях совместно с представителями других национальностей. Сегодня, например, у нас пройдет "Вечер цыганской культуры", в котором примут участие и представители творческих коллективов других национальных общин.
– Пока на вопрос, поставленный в докладе, нет однозначного ответа, – констатировал Тимур Халилов в конце своего выступления, – заглавие "Цыгане – люди мира" заканчивает, если и не вопросительный знак, то, по меньшей мере, многоточие. Будем же вместе стараться над тем, чтобы вместо него появился восклицательный знак, а вопрос превратился в утверждение.

Денис ШУЛЬГАТЫЙ