В отличие от первого, в минувшее воскресенье мероприятие привлекло заметно меньшее число участников
1775
Отчасти, возможно, это можно списать на плохую погоду – было пасмурно, в начале мероприятия срывался мелкий дождь. Однако и в самом шествии, начавшемся, как и прежде, от Александровской арки, чувствовалась заметная усталость. Лозунги вроде «Долой царя и его опричников», «Свободу политзаключённым», «За свободу слова и честные суды», «Мы здесь власть!» и прочие выкрикивались, как и раньше, но в целом тише и довольно недружно. Реже звучали и гудки от проезжавших машин.
Несмотря на это, шествие и сейчас получилось достаточно представительным – тем более, что по мере следования к нему присоединялись всё новые люди. Из громкоговорителей, следовавших за протестующими, машин «Службы спасения» рутинно доносились напоминания о незаконности несанкционированных митингов и введённом в крае особом режиме.
Так или иначе, толпа протестующих достигла краевой администрации, где и выстроилась возле памятника казакам-первопроходцам с разного рода плакатами. На иных из этих плакатов выдвигались требования свободы не только Навальному, но и Улюкаеву, Фургалу, Гайзеру и другим бывшим чиновникам, в бытность свою у власти не замечавшихся в особом потакании оппозиции.
Как и прежде, среди собравшихся преобладала молодежь, но хватало и представителей более старшего поколения, зачастую даже более активно выражавших свою позицию по данной теме. Именно среди этих участников, как и на прошлом шествии, встречались приверженцы более-менее внятной политической позиции, как правило левого толка. В прошлый раз это были «Граждане СССР», сейчас же – сторонница движения «За новый социализм» Наталья Каширцева.
– Я пенсионерка и уже шесть лет выхожу на разные митинги и пикеты, – рассказывает она. – Была и на прошлом шествии в поддержку Навального. Я с ним не во всём согласна, были претензии у меня к тому, что он говорит, но как можно просто посадить человека за то, что он имеет своё мнение. Думаю, что от этого шествия будет толк, потому что когда мы вместе – это сила. Никто нам не сможет помочь, если мы сами не возьмёмся вместе и не исправим ситуацию.
Впрочем, старшее поколение, задавало тон и с другой стороны – заметно оживил, ставшее уже довольно унылым, мероприятие некий пожилой человек, пробравшийся в самый центр собравшихся и начав выкрикивать оскорбления в адрес Навального и славить действующего главу государства. Несмотря на характерную экспрессивность своей манеры высказывания, данный товарищ утверждал, что «абсолютно трезв», а в ответ на выкрики протестующих, усомнившихся в его психическом здоровье, отвечал в стиле «сами такие». Так или иначе, после нескольких попыток перекричать собравшихся, гражданин покинул место сбора.
Через некоторое время стали расходиться и сами протестующие – по плану, намеченному в краснодарском штабе Навального, уходить с площади собрались в три часа дня, впрочем, некоторые уходили и раньше. Чисто визуально собравшихся было около тысячи-полторы, сами активисты штаба Навального говорят о двух-трёх тысячах участников. Между тем, на близлежащие улицы уже подтягивалась полиция.
По данным краснодарского штаба Навального на 21.00 31 января, число задержанных в Краснодаре составило 43 человека. Сообщалось также, что цифра не совсем точная, поскольку не все смогли сообщить о себе. Неясно также, имеется ли в виду задержание именно в этот день или же это суммарное сложение за два шествия. Отмечались также задержания в Анапе, Новороссийске и Сочи: так, в последнем городе были задержаны журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко и сотрудница The Bell Валерия Житкова. Позже их отпустили из полиции. Елена Костюченко также написала на своей странице в Facebook, что силовики в Сочи задерживали «всех прохожих» близ художественного музея.
– Акции протеста в поддержку Алексея Навального сегодня прошли почти в 100 городах России: от Калининграда до Владивостока, – подводит итог «Новая газета». – Почти в 90 городах задержаны по меньшей мере 4567 человек, сообщает «ОВД-инфо». Из них 82 – журналисты, включая корреспондентов «Новой» Серафима Романова и Елену Костюченко. Это антирекорд для России.