Политика:

В преддверии…

13.11.2017

Обратились к председателю Краевой избирательной комиссии, Алексею Черненко, чтобы узнать о подробностях подготовки к выборам

2571

Близится дата самых главных выборов в нашей стране: всего несколько месяцев осталось до того дня, когда россияне в очередной раз выберут главу государства. Готовятся к этому дню и в Краснодарском крае: наш корреспондент обратился к председателю Краевой избирательной комиссии, Алексею Черненко, чтобы узнать о подробностях подготовки к выборам президента РФ на Кубани.

: Как избирком готовится к выборам Президента РФ на территории Краснодарского края? Сколько планируется открыть избирательных участков? Ведется ли работа с наблюдателями?
А. Черненко: Подготовка к предстоящим выборам Президента России началась еще весной. По сути, на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва отрабатывались и были апробированы различные механизмы и новации, которые будут использоваться на выборах Президента России, в частности QR-кодирование протоколов участковых избирательных комиссий и включение избирателей в списки избирателей для голосования по месту нахождения. Как показала практика, избирательная система Кубани успешно справилась с данными задачами. В ходе кампании также прошла проверка целостности избирательной системы края, профессионализма организаторов выборов.
На выборах 10 сентября 2017 года в единый день голосования работало 2750 избирательных участков на постоянной основе. Для избирателей, находящихся в местах временного пребывания граждан, формировались временные избирательные участки. Количество и перечень временных избирательных участков определяется непосредственно перед выборами.
Традиционно, перед началом избирательной кампании избирательная комиссия Краснодарского края проводит обучение для различных участников избирательного процесса, в том числе для наблюдателей. В процессе каждой федеральной и региональной избирательной кампании в крае уделяется особое внимание общественному контролю. Общественное наблюдение заметно расширяет возможности и дополняет традиционное наблюдение. На выборах в Законодательное Собрание Краснодарского края шестого созыва во второй раз был сформирован Объединенный штаб общественного наблюдения. Представители Штаба активно осуществляли не только наблюдение за ходом голосования, но и в целом давали экспертную оценку электоральным процессам, посещали избирательные участки и участвовали в разрешении электоральных конфликтов.
: Известно ли вам о представителях выдвинувшихся кандидатов или о их предвыборных штабах, ведущих агитацию в Краснодарском крае? Сотрудничаете ли вы с ними?
А. Черненко: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатом является лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность, либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
На основании ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ избирательная кампания – деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов. Избирательная кампания по выборам Президента Российской Федерации начнется тогда, когда ей даст официальный старт Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации публикацией своего решения о назначении выборов. 
На данный момент о представителях кого-либо из кандидатов и их штабов речь не может идти, поскольку официально избирательная кампания не началась (старт кампании будет дан ориентировочно к середине декабря). Организующая выборы Президента России комиссия – ЦИК России. Роль избирательной комиссии субъекта РФ на федеральных выборах заключается в информировании населения о дате и порядке голосования, организации голосования, обеспечении реализации избирательных прав основных участников избирательного процесса.
: Какие политические партии и общественные движения в крае ведут сейчас деятельность в рамках предвыборной кампании? Сотрудничаете ли вы с ними?
А. Черненко: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов или против него (них). Предвыборная агитация ведется исключительно во временных рамках агитационного периода, определяемого законом. На выборах Президента России агитационный период для кандидатов начинается со дня представления кандидатом в ЦИК России заявления о согласии баллотироваться.
С учетом того, что избирательная кампания не началась, основания для работы в ее рамках с политическими партиями и иными общественными формированиями отсутствуют.
Вместе с тем, в течение всего года избирательная комиссия Краснодарского края активно взаимодействует с представителями политических партий и общественных организаций. В преддверии избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации планируется провести встречи с руководителями региональных отделений политических партий. Регулярно в период избирательных кампаний проводятся обучающие мероприятия и семинары по разъяснению избирательного законодательства для представителей политических партий и общественных объединений. 
: Известны ли вам желающие стать кандидатами на выборах Президента РФ – жители или уроженцы Краснодарского края?
А. Черненко: Как уже отмечалось, регистрирует кандидатов в ходе федеральной избирательной кампании ЦИК России, которая является организующей выборы комиссией. Информация о кандидатах, в том числе об их месте жительства и рождении, будет известна после вынесения ЦИК России соответствующего решения о регистрации того или иного кандидата, после назначения выборов Президента России в установленном порядке.
: Каким критериям должен соответствовать гражданин РФ, желающий выдвинуть свою кандидатуру на президентские выборы?
А. Черненко: Требования для кандидатов определены в ст. 81 Конституции России и ст. 3 Федерального закона № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации». 
Кандидат на должность Президента России должен быть старше 35 лет и постоянно проживать в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
Законодательство устанавливает ряд ограничений, которые определяют невозможность избирания на данный пост, для гражданина, признанного судом недееспособным или содержащегося в местах лишения свободы по приговору суда. Также не имеет права быть избранным гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства или вид на жительство, а также иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве. 
Учитывается наличие судимости, в том числе снятой и погашенной, за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, если не истекли 10 и 15 лет соответственно, а также наличие неснятой и непогашенной – за преступления экстремистской направленности. Не может быть избран гражданин, подвергнутый административному наказанию за экстремистскую деятельность, а также лицо, в отношении которого есть вступившее в законную силу решение суда о нарушении ограничений, связанных с совершением экстремистских действий в период проведения предвыборной агитации. К тому же не будет зарегистрирован тот гражданин, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности.

Подготовил Денис ШУЛЬГАТЫЙ