Политика:

В России началась перестройка местной власти

10.03.2025

До конца 2025 года регионы должны привести свои уставы в соответствие с новыми правилами

Автор: «Парламентская газета»

354

Действующий с 2003 года закон о местном самоуправлении постоянно раздувался, наполняясь новыми, зачастую противоречивыми поправками. В общей сложности в него более 200 раз вносились изменения, однако избежать противоречий между отдельными статьями не удалось. В результате, происходило наслоение и путаница между полномочиями разных властных структур, закрепленными в отраслевых федеральных законах. Поэтому законодатели решили устранить противоречивость действующих положений о местном самоуправлении, упростив и уточнив компетенции местной власти, а также согласовав между собой правовые нормы, содержащиеся в разных документах.   

В соответствии с поправками, регионы получат возможность не только формировать одноуровневую систему МСУ, но и сохранить там, где она доказала эффективность, двухуровневую. Более того, можно будет частично переходить на одноуровневую систему, а в отдельных местах сохранить двухуровневую – с учетом мнения территорий, национальных и исторических традиций. Такой закон, вызвавший на разных этапах его прохождения бурные дискуссии, приняла Госдума. «Парламентская газета» выясняла подробности.

Слишком много противоречий

В актуальном на сегодня законе о местном самоуправлении целых девять статей посвящены только разноуровневым полномочиям, подчас пересекающимся друг с другом. Мягко говоря, эффективности это не добавляет. Скорее, напротив. Нередко происходит наслоение и путаница между полномочиями разных публичных органов власти, закрепленными в отраслевых федеральных законах. От такой головоломки страдают все: и чиновники, и правоохранители, и граждане, поскольку нет понимания, кто за что отвечает.

Поэтому еще в декабре 2021 года глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас внесли в Госдуму законопроект, закрепляющий непосредственно полномочия органов местного самоуправления и устанавливающий критерии и процедуру для их передачи.

Согласно поправкам, правила о перераспределении полномочий смогут приниматься субъектом как в отношении всех муниципальных образований, расположенных на их территории, так и в отношении отдельных муниципалитетов. Учитывая общую разбросанность законодательства по полномочиям, был использован опыт «свода полномочий», примененный в федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах» и уже показавший на практике свою эффективность, пояснил «Парламентской газете» Павел Крашенинников.

Все основные полномочия – только в законе о местном самоуправлении, другое законодательство может лишь конкретизировать их, а не вводить новые. При этом установленный перечень полномочий может быть изменен только путем внесения поправок в федеральный закон о местном самоуправлении. Полагаем, проект позволит повысить эффективность и прозрачность работы местных органов власти, а также укрепить организационную и финансовую основу их деятельности, – уточнил глава комитета.

Одноуровневая, двухуровневая, смешанная

При этом общая структура местной власти остается неизменной. Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий – пять лет.

Если глава муниципалитета не справляется со своими обязанностями, то высшее должностное лицо субъекта сможет применить к нему меры взыскания от предупреждения до снятия с должности. При этом претензии должны быть публично обоснованы, – отметил Павел Крашенинников.

Глава комитета напомнил о существующей в последние годы тенденции к сокращению количества муниципальных образований, особенно поселенческого уровня, и случаев, когда регионы самостоятельно переходят к одноуровневой системе. Однако такие тренды актуальны не везде. Так как переход на одноуровневую систему МСУ с городскими и муниципальными округами упраздняет городские и сельские поселения, ранее депутаты от Татарстана предложили не торопиться и сохранить возможность «тем, кто уже работает на двухуровневой системе, остаться на ней».

Позицию Казани на пресс-конференции в прошлом декабре подтвердил и спикер Госсовета республики Фарид Мухаметшин.

– Одна треть населения республики живет в сельской местности, а там другой власти нет. Чтобы решить проблемы, местным жителям придется ехать в райцентр. Кроме того, сельсовет – это наша опора. Там много депутатов – участников СВО. Думаю, мы сделали большой шаг, когда выступили против того, чтобы сельсоветы упразднять, – подчеркнул глава парламента.

И такая позиция регионов была учтена.

Принятый закон позволяет сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (сельские и городские поселения, а также муниципальные районы) в тех субъектах Российской Федерации, в которых она показала свою эффективность. Более того, у регионов будет возможность частично переходить на одноуровневую систему, а на отдельных своих территориях сохранить двухуровневую. Как и почему – решает сам субъект с учетом мнения территорий, национальных и исторических традиций, – обратил внимание Павел Крашенинников.

Двухуровневая структура МСУ подразумевает наличие городских и сельских поселений в составе муниципального района (или внутри городских районов в составе городского округа). Городские и сельские поселения (а в городских округах – внутригородские районы) имеют собственного главу, администрацию, представительный орган – сельсовет или горсовет, и отдельный бюджет. При одноуровневой структуре все населенные пункты, входящие в состав городского или муниципального округа, не имеют бюджетов и органов местной власти. Вопросами местного самоуправления занимаются органы муниципального (городского) округа.

Таким образом, по словам депутата, закон предусматривает гибкую систему организации местного самоуправления, учитывающую уже сложившуюся на местах специфику.

Местное самоуправление в новых регионах начали выстраивать по-новому

Павел Крашенинников напомнил, что над поправками работала достаточно большая рабочая группа – сводный коллектив представителей Госдумы, Совета Федерации, Администрации президента и Правительства.

Мы собирали расширенные заседания и ездили по всей стране, также обсуждали этот законопроект с коллегами, работающими на уровне муниципальной власти, региональной. У нас было рассмотрено около тысячи поправок, – отметил соавтор законопроекта 6 марта на круглом столе в МИА «Россия сегодня».

В результате такой кропотливой работы никакой муниципальной революции не случилось, считает председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Андрей Максимов:

То есть сохраняется очень серьезная преемственность с теми правовыми нормами, которые уже доказали свою эффективность. Те отработанные годами механизмы правового регулирования, которые были в 131 федеральном законе, они сохраняются. И, в то же время, происходит точечная настройка.

Максимов не исключил, что после вступления закона в силу в конкретных регионах будет множество моделей правового регулирования организации местного самоуправления, «которые будут учитывать особенности территориальной доступности власти, особенности оказания услуг, которые связаны с тем, как живут люди на местах».

И это правильно. По мнению Павла Крашенинникова, местное самоуправление – это первичный, наиболее приближенный к населению уровень публичной власти. От того, как организована работа на местах и как отлажено взаимодействие с жителями, зависит общая работа как региональной, так и федеральной публичной власти. А новый закон, вступающий в силу через 90 дней после опубликования, должен помочь в этом. До

1 января следующего года субъектам необходимо принять законы, которыми должны быть урегулированы вопросы организации местного самоуправления.

Валерий Филоненко