
Законодатели готовятся к выборам в Госдуму
151
- Законопроект, который предусматривает поправки в избирательное законодательство, рассмотрен в третьем чтении и принят в качестве закона. Одна из поправок касается доступа к информации о кандидатах в депутаты Государственной Думы и вызвала дискуссию. К сожалению, некоторые представители СМИ и эксперты проявили прискорбное непонимание сути предлагаемых изменений, - пояснили в пресс-службе Центризбиркома РФ.
Предлагаем разобраться.
1.Ибирательные комиссии предоставляют свободный доступ к информации о кандидатах, которые участвуют в выборах.
Таково требование закона.
2. Информация о кандидатах, которые избираются по одномандатным округам: биографии, сведения о партиях, а также о доходах, имуществе и результатах проверки этих сведений – в полном объеме представлена на информационном плакате. Информационный плакат размещается на избирательном участке.
Что изменилось?
Теперь сведения о кандидатах-одномандатниках после их регистрации будут доступны не только на участке в день голосования, но и на сайтах соответствующих региональных избирательных комиссий – в любое удобное время.
3.Информация о кандидатах, которые избираются по партийным спискам, также доступна на участках: плакат содержит сведения обо всех партиях, ФИО всех кандидатов из общефедеральной части каждого федерального списка, а также сведения о судимостях и аффилированности с иностранным агентом (при наличии).
Что изменилось?
Теперь плакат в обязательном порядке содержит эмблему политической партии, если партия представила ее при подаче документов для заверения списка.
4. Информация о доходах и имуществе кандидатов, которые избираются по партийным спискам, ранее была доступна только в печатном виде: в более чем 500-страничной газете-«толстушке», которую печатали централизованно и доставляли на избирательные участки.
В 2021 году ЦИК России разместила эти данные на своем сайте – в порядке эксперимента, признанного успешным.
Что изменилось?
От печатного издания было решено отказаться в пользу электронной версии, и на то есть несколько причин.
Сверстать и напечатать такую газету можно только после регистрации всех партийных списков, печать и особенно доставка в регионы требует немалого времени.
Печать и транспортировка «толстушки» в предстоящем году обошлась бы федеральному бюджету в несколько десятков миллионов рублей.
И, наконец, основная причина – низкая востребованность газеты на избирательном участке: неудобно работать с таким объемом данных без поиска по документу.
В то же время раздел сайта ЦИК России, где во время выборов депутатов Госдумы восьмого созыва эти же сведения размещались сразу после регистрации списков кандидатов, был значительно популярнее «толстушки» – его посетили несколько десятков тысяч человек.
- Таким образом, поправки только расширяют возможности информирования, делают более современным и оптимизируют подход к нему. Вся информация, значимая для осознанного волеизъявления, доступна как на избирательных участках, так и онлайн, - пояснили в ЦИК.