Политика:

Восстания помешали «реквизициям»

06.07.2022

Шестого июля 1920 года большевики с досадой признали, что с превращением Кубани в свою житницу придётся малость обождать

Автор: Редакция «НГК»

3448

В этот день Бюро Кубано-Черноморского обкома РКП(б) информировало ЦК о невозможности рассматривать область как «неиссякаемый источник сырья и продовольственных запасов» в связи с угрозой восстаний. Угроза была более чем реальной: по мере развертывания «военного коммунизма» (ужесточение продразверстки, передача трудовых наделов земельным коммунам, «расказачивание», массовое взятие заложников и их расстрелы) большинство казаков перешло на сторону антибольшевистских сил. По признанию коммунистов, даже первые ревкомы активно помогали «бело-зеленым», демонстрируя неприятие продовольственной политики. С июня по август 1920 года движение «бело-зеленых» стало массовым. На начальном этапе основой отрядов были солдаты и офицеры Белой армии, зажиточная часть казачества. Летом 1920 года инициатива по формированию повстанческих отрядов принадлежала офицерам Белой армии. Они приступили к наступлению, захватывая станицы и хутора, уничтожая советские органы. Возникла угроза свержения советской власти. Особую опасность представляла «Армия возрождения России» под командованием Михаила Фостикова в верховьях Кубани.

В связи с этим неудивительно появление райкомовских директив, призывающих «беспощадно карать представителей власти, своим позорным и бестактным поведением порочащих РКП(б) перед лицом трудовых казаков».