Председатель крайизбиркома дает разъяснения кандидатам по изготовлению агитационных материалов
875
Юрий Бурлачко
Фото fedpress.ru
Председатель крайизбиркома дает разъяснения кандидатам по изготовлению агитационных материалов
Выборы глав и депутатов в представительные органы местного самоуправления на Кубани выходят на финишную прямую. В редакцию все чаще поступают звонки по тем или иным вопросам, касающимся законодательства о выборах. Мы адресовали вопросы наших читателей председателю избирательной комиссии Краснодарского края Ю.А. Бурлачко.
"НГК": Имеет ли право кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления самостоятельно выбирать типографию, в которой он будет изготавливать материалы агитационного характера?
Ю.А. БУРЛАЧКО: Да, кандидат самостоятельно определяет место изготовления своей агитационной печатной продукции (типографию). Однако не всякая типография вправе заниматься изготовлением такой продукции. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в организующую выборы комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.
Аналогичные нормы содержатся и в части 3 статьи 38 Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах в Краснодарском крае".
"НГК": Какие требования предъявляются к типографиям, которые изготавливают агитационные материалы кандидатов?
Ю.А. БУРЛАЧКО: К изготовлению агитационных печатных материалов могут быть привлечены любые организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность в сфере изготовления печатной продукции на территории Российской Федерации. Основным критерием для них является соблюдение указанных выше требований Федерального закона об обеспечении равного доступа кандидатов и избирательных объединений к их услугам и своевременное опубликование сведений о размере и других условиях оплаты работ и услуг. То есть, предоставляя услуги по изготовлению агитационных материалов, организация или индивидуальный предприниматель не вправе отказать иным кандидатам или избирательным объединениям в предоставлении аналогичных услуг на тех же условиях. Указанное положение рассматривается как обязанность соответствующих организаций и индивидуальных предпринимателей.
"НГК": В некоторых районах ТИКи дали список типографий и настаивают на том, чтобы кандидаты изготавливали агитационную продукцию только в этих типографиях, законно ли это?
Ю.А. БУРЛАЧКО: Поскольку территориальные избирательные комиссии, на которые сейчас возложены полномочия избирательных комиссий муниципальных образований, в силу требований закона обладают информацией о типографиях и индивидуальных предпринимателях, имеющих право изготавливать агитационную печатную продукцию, они обязаны проинформировать об этом кандидатов.
Такая информация носит рекомендательный характер и направлена на соблюдение интересов кандидатов. Ведь агитационная печатная продукция, изготовленная в типографиях, не имеющих право ее выпускать, будет считаться незаконной и подлежит изъятию.
Территориальная избирательная комиссия в таких случаях в соответствии с требованиями части 9 статьи 39 Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах" обязана обратиться в правоохранительные органы и суд об изъятии незаконных агитационных материалов и привлечении таких полиграфических организаций и их должностных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
"НГК": Обязана ли типография получать разрешение в ТИКе на изготовление конкретной агитационной продукции конкретного кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления?
Ю.А. БУРЛАЧКО: Такого требования избирательное законодательство не устанавливает.
"НГК": Обязан ли кандидат предоставить в ТИК макет своей печатной продукции или достаточно того, что он предоставит в ТИК экземпляр уже изготовленного агитационного материала? Какой нормативно-правовой акт это регламентирует?
Ю.А. БУРЛАЧКО: Пунктом 3 статьи 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлена обязанность кандидатов, избирательных объединений представлять в соответствующую, как правило, организующую выборы комиссию экземпляры печатных агитационных материалов или их копии до начала их распространения. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. Такие же положения содержатся и в части 5 статьи 38 Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах".
Реализация указанных требований способствует осуществлению контрольных полномочий соответствующей комиссии в целях обеспечения соблюдения требований закона к содержанию агитационных материалов, а также обеспечение равенства кандидатов, избирательных объединений.
"НГК": Просим Вас разъяснить, считается ли подкупом избирателей тот факт, что кандидат в представительные органы местного самоуправления делает подарки для детских дошкольных и среднеобразовательных учреждений, а также других бюджетных учреждений, в том числе больниц, в период предвыборной кампании? Какой нормативно-правовой акт это регламентирует?
Ю.А. БУРЛАЧКО: Действия, которые признаются подкупом избирателей, перечислены в пункте 2 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и их перечень не подлежит расширительному толкованию. Данный пункт устанавливает запрет воздействия на конкретного избирателя путем вручения ему денежных средств, подарков, иных материальных ценностей, совершения иных действий.
Подарки для детских дошкольных учреждений, больниц являются благотворительной деятельностью, которая согласно пункту 5 указанной выше статьи Федерального закона в период избирательной кампании запрещена. Причем в этот период не вправе заниматься благотворительной деятельностью не только сами кандидаты, но и их доверенные лица, избирательные объединения, выдвинувшие кандидатов, и их уполномоченные представители, а также иные физические и юридические лица по просьбе, поручению или от имени кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей.
Татьяна ГУСЕЛЬНИКОВА