Политика:

За все в ответе

17.11.2014

Главы поселений – самая близкая к людям власть. Но что они сегодня могут?

702

Главы поселений – самая близкая к людям власть. Но что они сегодня могут?

В мае 2014 года Госдума одобрила предложенный Президентом РФ проект закона № 136-ФЗ, на основании которого были внесены изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Новый закон частично вступил в силу 27 мая, а сразу же после летних каникул в стране прошли муниципальные выборы. И получилось так, что новоизбранным главам органов местного самоуправления (ОМС), депутатам местных и районных советов теперь предстоит руководствоваться 131-м законом, уже учитывая внесенные изменения. Пожалуй, главное
из этих изменений это возможность на региональном уровне заниматься распределением полномочий между муниципальными районами и поселениями.
"НГК" попросила некоторых глав поселений в разных районах Кубани поделиться впечатлениями о работе в новых условиях. Интересно, что все опрошенные с одобрением отметили те изменения, что коснулись организации деятельности аварийно-спасательных служб в поселениях
.
Андрей Калюжный, глава Кущевского сельского поселения (избран 14 сентября 2014 года):
– До своего избрания главой станицы я работал в администрации района, и в моем новом рабочем графике существенных изменений не произошло, честно говоря, как просыпался рано, работая допоздна, так и сейчас продолжаю также трудиться в напряженном режиме.
Кое-какие вопросы в деятельности главы для меня оказались не новыми. Например, земельные и имущественные отношения, основы экономики органа местного самоуправления – вникать в их специфику много времени не потребовалось, потому что в районе я этим и занимался.
А вот, скажем, библиотечное дело, охрана общественного порядка, организация досуга – такие аспекты в работе органа местного самоуправления для меня были до недавнего времени в новинку. Теперь уже можно сказать, что вошел в курс дела.
Мне представляется, что не все хорошо продумано на законодательном уровне с осуществлением своих полномочий главой поселения в рамках 131- го закона. Например, вопросы организации и содержания аварийно-спасательной службы до недавнего времени входили в перечень полномочий поселения. Я, честно говоря, не представляю, как органы местного самоуправления со своими крохотными бюджетами могли организовать и содержать такую службу. Однако мы передаем часть полномочий району. В частности, финансированием аварийно-спасательной службы будет заниматься районная администрация, а оповещение и предупреждение чрезвычайных ситуаций остаются все-таки за нами.
К сожалению, некоторые функции, которые выполняет орган местного самоуправления в рамках своих полномочий, по моему мнению, неосуществимы в принципе по одной главной для всех причине – дефицита кадров на селе. Так, со вступлением в силу с 1 марта 2015 года новой редакции Земельного кодекса РФ распорядителем земель поселения станет администрация поселения, а не район. Это касается тех поселений, которые утвердили новые правила землепользования и застройки в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями в Земельный кодекс. Кущевское сельское поселение вошло в перечень поселений, утвердивших правила землепользования.
С одной стороны, к этому можно относиться с оптимизмом, а с другой, мы столкнемся на местах с кадровой проблемой. Но я надеюсь, что с уменьшением объема работы в районе специалистов по земельным и имущественным отношениям можно будет привлекать в поселения.
Сергей Гончаров, глава Тверского сельского поселения Апшеронского района (избран 14 сентября 2014 года):
– То, что теперь с нас снимут тяжкое финансовое бремя по содержанию аварийно-спасательной службы, я считаю весьма существенным моментом. Создание такой службы для нашего поселения, например, обойдется ровно во столько, сколько составляет годовой бюджет поселения – 8 млн. рублей. Станица Тверская с населением порядка 5 тысяч человек итак на 70% дотационное поселение. Мы даже пожарную машину купить не сможем, не говоря уже о содержании пожарной команды. Но нам все равно вменяют в обязательство организацию систем оповещения при чрезвычайных ситуациях, обеспечение общественной безопасности.
Во времена Советского Союза в нашей станице было крупное хозяйство, специализировавшееся на выращивании и производстве табака. На предприятии работало более полутысячи человек, что позволяло решать проблему занятости на селе.
Сегодня этого производства, которое раньше было градообразующим в станице, нет, и по этой причине мы испытываем большие трудности в решении проблемы занятости, которая порождает за собой другую проблему – демографическую. Молодежь в Тверской жить не хочет, а что ей здесь делать? А большинство трудоспособных жителей станицы выезжает на работу в соседний Туапсинский район, в основном, на курортный сезон.
Так что, занятость – это пока, на мой взгляд, для нас неразрешимая проблема, но выход какой-то должен все-таки быть.
Александр Титаренко, глава Старотитаровского сельского поселения Темрюкского района (избран 2 марта 2014 года):
– В рамках предвыборных обещаний мы должны полностью закончить работы по обеспечению газом всех жителей станицы, отремонтировать дороги в поселении, решить проблему с водоснабжением. Это и есть главные задачи местного органа власти.
Глава один никогда не решит никакой задачи без поддержки населения, своих избирателей –
это мое мнение.
Сейчас вот на всех уровнях власти в крае обсуждается вопрос о разграничении полномочий, администрация края проводила опрос среди глав поселений. Я считаю, что, например, вопросы газо- и водоснабжения должны решаться на уровне поселения. Я на 100 % уверен, что район не придет тянуть водопровод в дом к Сидорову или Петрову в станице Старотитаровской. Это нереально – такую машину запустить.
Или, например, организация и содержание мест захоронения. Какой район будет следить за кладбищами в поселениях?
Если вообще говорить об изменениях в 131-м законе, то, на мой взгляд, надо оставить перечень полномочий в поселениях таким, какой он есть, за некоторым исключением. В число этих исключений я бы внес полномочия, осуществляемые в рамках программ "Антитеррор" и "Противодействие коррупции".
А что касается аварийно-спасательных отрядов… Да, пусть вопрос финансирования этих подразделений останется в компетенции района, но они должны все-таки базироваться в поселениях. Это очень удобно. У нас вот с мая по октябрь велись работы по спилу старых деревьев. Этим занимались специалисты из спасотряда, находящегося на территории поселения.
Я так считаю: если тебя избрали главой поселения, то ты отвечаешь за все в своей станице – от кладбища до водопровода.

Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ