Соц. сфера:

Что нужно знать о новых уроках и правилах в школе

05.09.2024

Отвечают эксперты Российской академии образования

Автор: Редакция «НГК»

2539

Где и как хранить мобильные телефоны школьников во время уроков? Имеет ли школа право переучивать левшу? Как выбрать модуль по труду, исходя из интересов ребенка? Ответы на эти и другие вопросы читателей публикуем в совместной рубрике «Парламентской газеты» и Российской академии образования «Образование: право возможностей». О правилах и нормах учебного процесса рассказывают руководитель Центра образовательного законодательства и проблем правоприменения РАО Наталья Бондаренко и руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования РАО, член-корреспондент РАО Елена Брель.

Как следует исполнять норму о запрете мобильных телефонов в школах? Кому и на каких условиях их сдавать? Кто ответит, если дорогой телефон пропадет из специального места хранения?

Наталья Бондаренко: Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании» запрещает с 19 декабря 2023 года пользоваться телефонами и другими средствами мобильной связи во время учебных занятий при освоении программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Исключение составляют случаи, когда возникла угроза жизни или здоровью, и прочие экстренные ситуации.

Однако в законе не указано, каким образом будет реализовываться указанная норма, следовательно, этот вопрос должен быть урегулирован локальными нормативными актами образовательной организации, например правилами внутреннего распорядка. Обращаю внимание, что в законе не идет речь о передаче телефонов на хранение, запрет их использования может быть реализован и другими способами.

Если же локальным нормативным актом организации будет предусмотрено требование о передаче мобильных телефонов на хранение, то следует определить и порядок его реализации – место хранения мобильного устройства на время занятий, ответственного за хранение, процедуры сдачи-выдачи и так далее. 

Важно учитывать, что нормативные акты образовательных организаций, затрагивающие интересы учащихся, должны приниматься только с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и учащихся в ней – при их наличии.

При сдаче телефона на хранение возникают правоотношения, регулируемые Гражданским кодексом, а именно договор хранения, в котором образовательная организация будет выступать хранителем. В соответствии с пунктом 1 статьи 891 ГК хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. Следовательно, ответственность за сохранность мобильного устройства будет нести образовательная организация.

В школы вернулись уроки труда. Учить на них будут по модульной структуре. Пять модулей обязательные, еще три – вариативные. Может ли школьник выбрать что-то из вариативных модулей на свой вкус или предложить свой вариант модуля?

Наталья Бондаренко: Федеральная рабочая программа по предмету «Труд (технология)» прямо указывает, что в модульную программу могут быть включены вариативные модули, разработанные по запросу участников образовательных отношений, в соответствии с этнокультурными и региональными особенностями, углубленным изучением отдельных тем инвариантных модулей (пункт 162.2.9). А пункт 162.2.11 этого документа предлагает примеры вариативных модулей программы – «Автоматизированные системы», «Животноводство» и «Растениеводство».

Вариативный характер как раз и означает, что возможен выбор одного из предлагаемых модулей. Причем выбор может быть как из тех модулей, которые приведены в федеральной рабочей программе в качестве примеров, так и из тех, что разработаны непосредственно самой образовательной организацией. Например, «Медиатехнологии», «Авиамоделирование» и другие. Учебная программа по этому предмету должна составляться с учетом наиболее востребованных профессий на рынке труда в конкретном регионе. 

Могут ли родители написать заявление с отказом от посещения ребенком уроков «Основы безопасности и защиты Родины»?

Наталья Бондаренко: 1 сентября 2024 года в российских школах появился курс «Основы безопасности и защиты Родины», который в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании» от 19 декабря 2023 года № 618-ФЗ заменит курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Данный курс включен приказом Минпросвещения от 27.12.2023 № 1028 в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования и, следовательно, должен быть включен в обязательную часть основной образовательной программы каждой образовательной организации.

Пункт 1 части 1 статьи 43 Закона об образовании обязывает учащихся добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия. Таким образом, отказаться от прохождения курса «Основы безопасности и защиты Родины» нельзя.

Мой ребенок в этом году идет в 1-й класс, могу ли я потребовать мобильный телефон классного руководителя, как часто и в какое время ему можно звонить?

Наталья Бондаренко: В перечне прав родителей учащихся, указанных в статье 44 Федерального закона «Об образовании», отсутствует право родителей требовать номер мобильного телефона классного руководителя. Это обусловлено тем, что личный номер мобильного телефона классного руководителя относится к его персональным данным и предоставить его родителю ученика можно только с согласия учителя.

Даже если педагог любезно дал свой личный телефон, это не означает, что он должен отвечать на все телефонные звонки и быть постоянно на связи. На педагогов, как и на работников других профессий, распространяются нормы трудового законодательства. Рабочее время педагога регламентировано трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка. В этих документах определено время труда и время отдыха учителя.

Согласно статье 106 Трудового кодекса, время отдыха – это период, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей. Это время он может использовать по своему усмотрению. Таким образом, в период отдыха и иные нерабочие периоды педагог вправе не отвечать на звонки родителей.

Безусловно, связь классного руководителя и родителей должна быть обеспечена. Образовательная организация в своих локальных нормативных актах должна установить способ передачи информации, доступный родителям, например электронный дневник, электронная почта, мессенджер, определив, в том числе и время, в течение которого педагог должен ответить на вопросы родителей. 

Имеет ли школа право переучивать левшу?

Елена Брель: По некоторым данным, до 15 процентов населения нашей планеты – люди с ведущим правым полушарием головного мозга – левши. Они обладают определенными особенностями, которые при благоприятных и комфортных условиях обучения и воспитания могут быть их конкурентным преимуществом. Такие дети эмоциональны, у них развито воображение и творческие способности, зачастую они легко находят нестандартное решение обычных задач. Их особенности проявляются и в обучении. Нередко такие дети пишут и читают чуть медленнее своих сверстников, демонстрируют зеркальность при написании букв, быстро устают от выполнения однотипных действий. Однако грамотный педагог всегда найдет способ справиться с этими сложностями.

Психологи не рекомендуют переучивать таких детей, заставляя их менять ведущую руку. Такая ситуация может быть весьма травматична для ребенка и точно не будет способствовать эффективности его обучения. Важно понимать, что это лишь особенность, которая требует специальной организации рабочего места: такому ребенку будет удобнее занимать место за партой слева от соседа, в этом случае для левой руки при письме будет больше пространства.

В соответствии с пунктом 6 статьи 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность с учетом применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания, соответствующих возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Поэтому задача школы не в том, чтобы переучить ребенка, а в том, чтобы создать условия для гармоничного развития в эмоционально комфортной образовательной среде.

Юлия Сапрыгина