Интервью с ректором Армавирского государственного педагогического университета, профессором Амбарцумом Галустовым
1652
Наш мир постоянно меняется, и вместе с ним модернизации подвергается одна из самых консервативных социальных систем – система образования. Перемены касаются всех уровней образования, «бьют» по педагогам. О «плюсах» и «минусах» этого процесса
– Амбарцум Робертович, уже пять лет в отечественной школе внедряются образовательные инновации, связанные с цифровизацией, что вызывает неоднозначную, подчас болезненную, реакцию педагогического сообщества, родительской общественности, зачастую и самих обучающихся. Чем, на Ваш взгляд учёного-педагога, обусловлены процессы цифровизации российской школы и какова их перспектива?
– Рассматривая трудности и перспективы цифровой трансформации образования, исследователи определяют её как обновление содержания образования, методов и организационных форм учебной работы. Это сложный и длительный процесс. Он связан с изменениями целей, содержания, организационных форм и методов образовательного процесса, который разворачивается в стремительно развивающейся цифровой образовательной среде.
Сегодня перед педагогическими вузами ставятся вопросы совершенствования системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации, внедрения современных информационных технологий, повышения качества профессионального мастерства педагога, подготовки «учителя будущего» в соответствии с вызовами современности. Их решению посвящены многочисленные исследования, проводимые как в нашей стране, так и за рубежом. Их результаты свидетельствуют о противоречивом характере проводимых преобразований, связанных массовым с внедрением цифровых технологий, наличием ряда рисков.
Очевидно, что для успешной трансформации образовательной культуры в ходе цифровизации, следует подходить к процессам системно. Цифровизация может как вывести образование из кризисной стадии, так и сделать его неэффективным и усугубить сложившуюся ситуацию.
В целом мы видим, что реализация национальных проектов, направленных на научно-технологическое и социально-экономическое развитие России, повышение уровня жизни, способствует созданию условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека в условиях цифровой трансформации, развитию российского образования с позиции повышения его качества и конкурентоспособности в современном мире.
– Как Вы считаете, как внедрить инновацию, чтобы избежать эмоционального всплеска в обществе?
– Давайте обратимся к истории, ведь ставшие привычными атрибуты современного образовательного процесса тоже когда-то были инновациями, призванными заместить старые средства воспитания и обучения. Как показывает ретроспектива развития школы и воспитательной практики, образовательная новация безболезненно прививается на педагогическом древе, если она соответствует духу времени. Посмотрите, например, классно-урочная система Коменского распространилась в силу необходимости перехода к массовому школьному обучению. Её принятие в мировом педагогическом пространстве вызвало бурный рост педагогической инноватики. Ведь, наряду с несомненными достоинствами обучения в классе и на уроке, существуют и видимые недостатки: нивелирование индивидуальных запросов и потребностей личности обучающегося, деперсонализация ученика в пространстве урока. За три с половиной века появилось много технологий индивидуализации обучения в рамках классно-урочной системы, а цифровые образовательные инструменты, – это ещё одно средство сделать учебный процесс более персонализированным.
Так что образовательная новация должна внедряться после скрупулезной диагностики. Очевидно, что создателям нового необходимо прокладывать путь своим разработкам, встречаясь с потенциальными исполнителями – школьными и вузовскими педагогами, ведя диалог с детьми и родителями, учитывать педагогическую ментальность и нашего общества, и российского учительства. Но и критикам новаций, отвергающим их в принципе, не разобравшимся в сути, следует задуматься: мир стремительно обновляется,
завтра принципиально не похоже на вчера, политика изоляции от глобальных социальных процессов, в том числе в образовании, – это путь в никуда, принятие статуса аутсайдера. Диалог и консенсус – вот два слагаемых успешного принятия педагогической новации.
– У педагогов и родителей есть опасение, что внедрение цифровизации значительно обеднит «живое» общение между педагогом и учеником, педагогом и родителями. Вы разделяете эту точку зрения?
Думаю, эти опасения вызваны непростым переходом на дистанционное обучение в условиях пандемии. Практика показала, что привычные форматы коммуникации претерпели серьёзные изменения. Родительскую и педагогическую общественность отчасти насторожили призывы заменить вожатого, учителя, воспитателя, педагога искусственным интеллектом. Мы понимаем, что постоянно меняющийся мир, ставший цифровым, вносит коррективы в развитие образовательной среды. При этом и педагоги, и родительская общественность всегда будут солидарны в том, что именно личность педагога формирует личность воспитанника, ученика, а живая коммуникация, совместная деятельность, направленная на преобразование мира, всегда будет олицетворять собой дорогу к новым свершениям в различных областях деятельности человека.
Общение в цифровой среде приобретает новые формы. Не следует опасаться, что гаджет встанет между субъектами образовательных отношений. Посмотрите, насколько часто родители приходят в ту школу, где учатся их дети. Да, в школу приходят далеко не все. Уже давно и прочно общение между учителем и родителем обеспечивается мессенджерами. Для кого-то так удобно, для кого-то – неприемлемо. Уверен, что общение было и будет, но приобретёт новые черты.
– Как Вы думаете готовы сегодня учителя к внедрению цифровых средств и технологий обучения?
– Цифровая трансформация образовательного пространства показала, что имеется разрыв между темпами цифровизации и подготовкой педагогов к работе в её условиях. Это проблема, которую следует решать
Исследования, проводимые учёными нашего университета, показали, что в современной образовательной ситуации традиционные и инновационные технологии находятся в одинаково сильных позициях. Педагоги применяют их в равной мере, в зависимости от поставленных учебных задач и степени оснащённости образовательной организации. Большая часть педагогов и обучающихся в целом позитивно воспринимает цифровую трансформацию образования, но отрицательно относится к дистанционному образованию в школах.
Оценивая уровень владения цифровыми технологиями как свой, так и коллег, педагоги отмечают, что он достаточно высок, а более 90% учителей демонстрируют высокий или средний уровень интереса к освоению новых цифровых технологий.
При этом большая часть педагогов согласна с тем, что применение цифровых технологий в образовательном процессе способствует повышению качества образования, позволяя экономить время, развивая самостоятельность обучающегося, повышая уровень знаний, необходимых в современной жизни и интерес к учебе. Однако отношение учителей к цифровой трансформации образования неоднозначно и противоречиво, так как у большинства беспокойство вызывает влияние цифровизации на здоровье участников образовательного процесса.
– Амбарцум Робертович, Вы являетесь руководителем единственного в Краснодарском крае педагогического вуза, а ваших выпускников можно встретить в любой школе нашего региона, да и не только. Готовит ли университет молодого учителя к работе с образовательными платформами, открытыми онлайн-курсами и другими инструментами цифрового обучения?
В программе стратегического развития АГПУ есть проект «Цифровой университет». Он предусматривает сохранение и повышение качества педагогического образования с применением цифровых технологий. Мы исходим из того, что современный абитуриент успешно применяет цифровые инструменты, и жизнь, и школа этому учат. А вот профессиональному применению цифровых средств обучают в соответствующих профессиональных образовательных программах. Обратимся к примерам.
Наш вуз в период пандемии в числе первых откликнулся на призыв МПГУ реализовать возможности цифровой трансформации образовательного пространства для работы вожатого с детским временным коллективом. Для этого были подготовлены вожатские кадры, которые реализовали проект «Цифровой вожатый». На базе научно-исследовательского института развития образования АГПУ разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа подготовки вожатых», размещённая в специализированной среде дистанционного обучения.
В программе представлен теоретический и практический материал, полностью отражающий проблемы подготовки педагогических вожатских кадров для работы с детьми в условиях организации детского отдыха и оздоровления в организациях различного типа, в том числе в условиях дистанта. Такая форма работы с воспитанниками была вынужденной в 2020 году, но в то же время показала определённую эффективность цифрового взаимодействия вожатых с детьми и подростками, а также с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день вузом накоплен хороший опыт подготовки вожатских кадров к работе в образовательных организациях различного типа с учётом формирования таких важных компетенций, как информационная, медиаграмотность и информационная безопасность, которые являются ключевыми аспектами работы вожатого в современном цифровом образовательном пространстве.
На наш взгляд, руководителями информационно-медийного сопровождения в детском оздоровительном лагере, школе, образовательных организациях дополнительного образования, в условиях дистанционного взаимодействия становятся именно вожатые, учителя, педагоги дополнительного образования.
– Готов ли сегодня АГПУ стать площадкой масштабного обсуждения проблемы цифровизации школы?
Наш университет часто становится местом проведения значимых научных и социально значимых мероприятий. Отчасти это объясняется открытостью, гостеприимством, готовностью к доброжелательному общению, а скорее тем фактом, что вуз уже долгие годы проводит политику консолидации педагогического сообщества. У нас имеется хороший кадровый потенциал, технические возможности, чтобы стать хозяевами масштабных педагогических слушаний по проблеме цифровизации и других неоднозначно оцениваемых образовательных новаций. Мы будем рады тому, что наши студенты смогут стать и зрителями, и участниками педагогических форумов, а точка зрения наших преподавателей и студентов будет услышана и понята.