Реабилитация детей с ограниченными возможностями
1838
Социально-бытовая реабилитация – это комплекс мер, направленных на овладение навыками самообслуживания, общения, выполнения элементарных жизненно важных бытовых функций, адаптация к новым условиям жизни.
Дети с ограниченными возможностями зачастую не соблюдают правила личной гигиены, не умеют пользоваться столовыми приборами по назначению, подбирать одежду, содержать в чистоте свою комнату.
Создание условий для социально-бытовой реабилитации детей с ограниченными возможностями – одна из важнейших задач, над решением которой работают специалисты ГКУ СО КК «Гулькевичского реабилитационного центра».
Воспитателями разработана дополнительная общеобразовательная программа «Дорога в будущее», целью которой является создание наиболее благоприятных условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации в социуме.
Мероприятия по социально-бытовой реабилитации ведутся с первого дня пребывания ребенка в учреждении. Воспитатели формируют умения аккуратно чистить зубы, умываться, следить за чистотой тела, принимать душ, ухаживать за волосами, поддерживать порядок в комнате.
Для этого используются различные формы организации и проведения занятий: ролевые игры и упражнения, практические задания, тематические беседы и познавательные фрагменты, элементы трудотерапии, профориентационные опросники, мультимедийные презентации, мастер-классы.
С детьми проводятся групповые и индивидуальные занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания: «Друзья Мойдодыра», «Путешествие в страну здоровья», «О чистоте и опрятности», «Каждой вещи своё место» и др.
Большой интерес вызывают у детей практические занятия инструкторов по труду социально-бытовой реабилитации: обучение навыкам стирки, ремонту и утюжке одежды, уходу за комнатными растениями, основам сервировки стола и правилам пользования столовыми приборами.
Организация трудовых десантов: «Чистота и уют в наших комнатах живут», «Час утюга и иголки», «Трудовая пятиминутка» заставляют ребят ответственно подходить к выполнению порученных заданий, воспитывают аккуратность, опрятность, самостоятельность.
Одной из новых форм социально-бытовой реабилитации в нашем учреждении является детский Совет добрых дел. Члены детского Совета оказывают помощь всем тем, кто в ней нуждается: помогают младшим одеваться, заправлять кровати, убирать посуду со стола, организовывать с ними игры. Ребята следят за порядком в отделении, за сохранностью детских игр, игрушек, мебели; помогают взрослым в организации и проведении прогулок, мероприятий, Дней самоуправления.
Всё это формирует в детях социальные навыки ответственности и исполнительности, развивает внутренние ресурсы и лидерские качества.
Реализация всех намеченных мероприятий по социально-бытовой реабилитации детей с ограниченными возможностями повышает уровень сформированности социально-бытовых навыков, навыков самообслуживания, культурно-гигиенических норм; расширяет круг социально-нравственных представлений об окружающем мире; помогает социальной адаптации детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.
С. И. Посохова