Соц. сфера:

Единая цифровая - «легла»

04.06.2025

Перебои с получением ТСР инвалидами Кубани являются следствием общероссийской проблемы

Автор: Галина Ташматова

836

Тема круглого стола « Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации» в план работы Общественной Палаты г. Краснодара буквально ворвалась в последних числах мая 2025 года. По всей видимости,  инвалидам Кубани и г. Краснодара  потребовалось 5 месяцев, для того чтобы понять, что  ждать получения положенных им  бесплатных технических средств бессмысленно, и они начали стучаться во все инстанции.

Отработанная годами система получения ТСР  через Фонд социального страхования  была упразднена. В январе 2023 года произошло слияние Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС), в результате чего был образован Социальный фонд России (СФР).

Объединение фондов предполагало  упростить получение пособий и других социальных услуг, поскольку  не нужно будет обращаться в два отделения, чтобы получить пособие и иные льготы. Достаточно подать заявление в офис СФР — у ведомства уже есть все данные, которыми раньше обменивались ПФР и ФСС и оформить назначение выплат,  получить   льготы и социальные выплаты в  кратчайший  срок, причем, без посещения офиса. Но на деле  все эти благие намерения  и новации   оказались чистейшей воды  маниловщиной: старое разрушили, а новое не создали.

С марта  2025 года по единодушному мнению руководителей общественных организаций:  «Всероссийского общества инвалидов  с ампутацией конечностей и иными нарушениями функций  опорно-двигательного аппарата «Опора»   А.Е. Егорова,   члена Регионального штаба родительского общественного контроля, члена Краснодарской городской общественной благотворительной  организации  инвалидов детства  и детей-инвалидов

 «Помоги и обретешь» Л.Ю. Виноградовой, директора автономной некоммерческой организации социальной помощи «Взрослые дети» Н.Ю.Шелиховской,  председателя межрегиональной общественной организации стомированных инвалидов «Югстом» Я.И.Одобеско, директора АНО ветеранов СВО «Бойцы Кубани» В.Г.Танкова, заместителя председателя комиссии Общественной палаты г. Краснодара по здравоохранению, защите прав инвалидов, ветеранов, развитию доступной среды, поддержке семьи, материнства, детства, вопросам науки, образования, культуры Л.А.Надержинской  и других выступавших   с марта 2025  года новая  единая цифровая платформа  обеспечения инвалидов техническими средствами  «легла» и едва  подает признаки жизни. Потому что   компьютерная программа, которая должна была объединить  в единую сеть все российские регионы, практически  не работает. Работники отделения  фонда пенсионного и социального  страхования Российской Федерации  по Краснодарскому краю загружают  в базу данные  инвалидов  вручную небольшими партиями.  В   цепочке «заказчик - производитель ТСР - потребитель услуг - доставщик изделий на дом»  произошло замыкание, а точнее размыкание. Коротким его не назовешь и в отдельно взятом Краснодарском крае  не исправишь.

По прогнозам участников круглого стола, для разработки новой платформы, запуска ее  в тестовом режиме, отладку  понадобится самое малое года полтора - два. Смогут ли столько времени инвалиды обходиться без жизненно необходимых медицинских изделий, средств реабилитации? Разумеется не смогут!

С первых же выступлений стало очевидно, что в Общественной Палате г. Краснодара подняли острейшую   проблему, которая характерна сегодня для всех без исключения российских регионов кроме г. Москвы. Однако  российские  парламентарии, в том числе и наши кубанские депутаты,  по этому поводу почему-то молчат,  оставляя инвалидов, в том числе и инвалидов СВО  один на один с их проблемами.  Приводить личные  истории  отдельных инвалидов, прозвучавшие на круглом столе, не рискую, не только по причине медицинской тайны. Поберегу нервы читателей.

Это унижающее человеческое достоинство состояние, когда тебе положены льготы, а ты вынужден тратить последние силы на то, чтобы бороться за свои права, чести нашему обществу не делает.

Подавляющее большинство инвалидов  Кубани вот уже 5 месяцев, с января текущего года, не могут получить положенные им по медицинским показаниям  средства технической реабилитации. Купить за собственные деньги, как это было раньше, и получить денежную компенсацию после предоставления в фонд  чеков об оплате, теперь нельзя. Неполученные  льготы задним числом инвалидам  не компенсируют, они просто сгорают.  Таковы новые правила. О том, какие мытарства испытывают с начала этого  года инвалиды, компании - производители  средств реабилитации,  красноречиво говорили участники круглого стола.

Даже инвалиды СВО, несмотря на то, что с этой категорией работа организована отдельно, жалуются на то, что получение ТСР поставлено из рук вон плохо: «Качество изделий низкое, цены завышены,  сроки получения нарушаются. По электронным сертификатам мне удалось получить лишь часть необходимого, а часть вообще не пробивается. Да и сам сертификат пришлось ждать недели две…», - привел собственный пример директор АНО ветеранов СВО «Бойцы Кубани» Василий Геннадьевич Танков – инвалид-колясочник.

Так уж вышло, что  весь этот накал негативных  эмоций был адресован заместителю управляющего Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю Людмиле Гидревич.  Ей пришлось отвечать на неудобные вопросы, которые по большей части следовало бы задать чиновникам федерального уровня.

Людмила Евгеньевна проявила завидное терпение и деликатность, выслушивая упреки  участников. Возникшие сложности в обеспечении инвалидов и детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями в Краснодарском крае она объяснила так:

«С 01.01.2025 года Федеральным законом от 29.10.2024 № 367-ФЗ отменена выплата компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами ТСР и ПОИ, однако за приобретенные ТСР в 2024 году компенсация в 2025 году выплачивается по средневзвешенным ценам, определенным по состоянию на 01.03.2024.

Размер и порядок выплаты компенсации определяется в соответствии с Порядком 603н.

В соответствии с рекомендациями Фонда выплата компенсации за самостоятельно приобретенные ежедневные средства ухода выплачивается равномерно квартальному сроку обеспечения.

Ежегодная денежная компенсация за содержание собак, а также компенсация за проезд, осуществляется в прежнем режиме.

Также изменения коснулись Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» в части сроков подачи заявлений: с 01.01.2025 подать заявление на обеспечение (любым способом) можно за 60 дней до наступления срока пользования.

Анализ обеспечения инвалидов в 2024 году.

В 2024 году отделением Фонда доведенные бюджетные ассигнования израсходованы в размере 4,9 млрд. руб., 55 тыс. человек, в том числе 6,5 тыс. детей-инвалидов, обеспечены изделиями, включая средства ежедневного ухода,  в количестве 4,3 млн. шт.:

- в натуральном виде по заключенным ГК обеспечено 36 тыс. чел., выдано 1,2 млн. изделий на сумму 848 млн. руб.;

- за счет выплаты компенсации обеспечено 8 тыс. чел., приобретено 2,5 млн. изделий на сумму 990 млн. руб.;

- за счет приобретения по ЭС обеспечено 10 тыс. чел., приобретено 696 млн. изделий на сумму 3 млрд. рублей.

Обеспечение инвалидов за 5 месяцев 2025 года

Для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями на первое полугодие  2025 года отделению Фонда доведены бюджетные ассигнования в размере 2,7 млрд. руб., в том числе:

- для обеспечения в натуральном виде в рамках заключенных государственных контрактов выделено 871 млн. руб.

- для активирования электронных сертификатов и выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами в 2024 году ТСР и ПОИ 1,8 млрд. руб.

В настоящее время отделением Фонда заключено 55 ГК ( ред. госконтрактов) на сумму 658,8 млн. руб., так, например, закуплено 8 тыс. кресел-колясок различной модификации на сумму 237,3 млн. руб., 5 тыс. протезно-ортопедических изделий на сумму 242,6 млн. руб., 1,5 тыс. пар ортопедической обуви сложной на сумму 13,5 млн. руб., 6 тыс. слуховых аппаратов и ушных вкладышей на сумму 40,4 млн. руб., 41,7 тыс. прочих средств (трости, костыли, матрацы, подушки, термометры, тонометры и т.д.) на сумму 125 млн. руб.

Активировано электронных сертификатов и выплачено компенсаций на сумму 1,7 млрд. руб.

«Проблемная» номенклатура

Также на особом контроле у ОСФР по Краснодарскому краю  - это «проблемная номенклатура», такая как: корсеты, бандажи, реклинаторы, аппараты на верхние и нижние конечности, ортопедическая обувь на аппараты.

К примеру, для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов аппаратами на нижние конечности в 2025 году отделением Фонда были размещены 20 запросов ценовой информации, на 19 из которых не поступило ни одного коммерческого предложения, в связи с чем сформировать НМЦК для размещения электронного аукциона не представилось возможным.

На последний запрос поступили коммерческие предложения , была обоснована НМЦК, 30.04.2025 размещен ЭА, победителем по которому стал ООО «ОРТОСТАН» (респ. Башкортостан), 27.05.2025 заключен ГК на 522 аппарата на нижние конечности на сумму 23,9 млн. руб.

Для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов аппаратами на верхние конечности в 2025 году отделением Фонда были размещены 16 запросов ценовой информации, на 15 из которых не поступило ни одного коммерческого предложения, в связи с чем сформировать НМЦК ( ред. контракт) для размещения электронного аукциона не представилось возможным.

На крайний запрос цен поступили КП, однако уже 2 раза были размещены электронные аукционы (11.04.2025, 20.05.2025), которые признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок на участие.

И, к сожалению, такая же проблема у нас с корсетами функционально-корригирующими, корсетами жесткими, мягкими, бандажами.

ОСФР продолжает работать над указанными позициями.

Правила осуществления закупок

Процедуры по заключению государственных контрактов осуществляются в соответствии с требованиями № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели.

Также для заключения ГК имеются дополнительные требования, такие как обязанность Заказчика (ОСФР) применять Постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 - Правила формирования и ведения в Единой информационной системе (ЕИС) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

Применение в работе Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. № 1875 – «Национальный режим» при осуществлении закупок, особенности определения начальной максимальной цены контракты, а именно при определении идентичности и однородности товаров, в целях определения начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), подлежат учету исключительно товары, происходящие из государств - членов Евразийского экономического союза.

При описании объекта закупки ТСР, Заказчик обязан использовать информацию, содержащуюся в соответствующей позиции каталога товаров работ и услуг (КТРУ).

В случае предоставления дополнительной информации, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

ТСР – медицинские изделия должны иметь регистрационные удостоверения, поставщики обязаны их предъявить.

Исходя из сказанного, ОСФР вынужден покупать товары, удовлетворяющие  вышеуказанным строгим требованиям. В противном случае контролирующие органы обязаны применить меры ответственности, начиная  от административной до уголовной.

Центр Компетенции на базе ОСФР по Республике Башкортостан

Для обеспечения инвалидов в 2025 году отдельными видами ТСР, такими как, трости, ходунки, опоры для детей-инвалидов, ежедневные средства ухода (калоприемники, мочеприемники и средства ухода к ним, катетеры, подгузники и абсорбирующее белье) – закупка данных средств для всех региональных отделений Социального Фонда осуществляется Центром Компетенции, который размещен на базе отделения Фонда по Республике Башкортостан.

На сегодняшний день Центром Компетенции для обеспечения инвалидов и детей-инвалидов ЮФО заключены ГК на поставку: опор для стояния, ползания, лежания и сидения, ТСР для стомированных больных (кало и уроприемников и средств ухода к ним), подгузников, абсорбирующего белья, ходунков.

Государственная информационная система

«Единая цифровая платформа»

И одним из главных изменением работы СФР в 2025 году является переход на новую программу.

С февраля 2025 года СФР начаты процессы перевода обеспечения инвалидов (ветеранов) ТСР в государственную информационную систему «Единая цифровая платформа в социальной сфере» (ГИС ЕЦП).

В настоящее время рабочие процессы данной платформы дорабатываются. СФР в режиме 24/7 настраивает работу, чтобы переход на новое ПО никак не отражался на получателях услуг – инвалидах. Отделение СФР по Краснодарскому краю  прилагает все усилия, чтобы инвалиды получили положенные им по индивидуальной программе реабилитации и абилитации ТСР в требуемом количестве и в установленный срок»,-  пояснила чиновница.

Выступление заместителя управляющего Отделением фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю Людмилы Гидревич приведено полностью. Как не пыталась она сгладить острые углы, однако же пришлось  заместителю управляющего региональным фондом признать, что ситуация  сложилась на конец мая критичная.   Проверенные  ответственные производители ТСР не   хотят участвовать в торгах. Потому что сделать качественное изделие по низкой стоимости невозможно. То, что получают инвалиды,  зачастую никуда не годится и даже усугубляет течение болезни. За поставку  некачественных изделий  для инвалидов руководство одной из фирм было привлечено несколько лет назад к уголовной ответственности.  Кстати, произошло это также  после выступлений инвалидов  на круглом столе в Краснодаре.

Присутствовавшая на нынешнем  круглом столе представитель прокуратуры Краснодарского  края Виктория Бабич предложила  продумать механизм помощи Отделению  фонда пенсионного и социального страхования РФ по Краснодарскому краю со стороны общественности и пообещала, что постарается донести до руководителя прокуратуры  Краснодарского края С.В. Табельского просьбу участников майского  круглого стола – довести  до прокурора России проблему с обеспечением ТСР инвалидов Кубани.

Резюмируя выступления участников круглого стола, не могу не привести  2  вопроса, которые  логично вытекали  из выступлений участников:

  1.  Сколько бюджетных денег было потрачено на разработку и внедрение  программы, которая не работает?
  2.  Кто из федеральных чиновников понесет  личную ответственность за то, что условия реабилитации российских инвалидов с введением новых правил обеспечения ТСР резко ухудшились с 1 января 2025 года?

 

Надеемся, что общероссийская проблема, поднятая членамиОбщественной Палаты города Краснодара, будет услышана на федеральном уровне.

Оптимизация и цифровизация социальных услуг– вещь необходимая. Но достигать ее ценой лишений и страданий инвалидов - безнравственно!

Галина ТАШМАТОВА