Соц. сфера:

Илья Поздняков: «Город должен быть соразмерен человеку»

11.07.2022

Сохраним ли облик городов наших, доставшийся от предков, и каким будет наш край в ближайшем будущем, во многом зависит от фигуры главного архитектора

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

1015

Именно его представления во многом воплощаются в камне, от них зависит эстетический облик, функциональность и просто удобство жизни в наших городах и посёлках. Поэтому сегодня наш собеседник – руководитель департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Илья Поздняков.

– Илья Владимирович, каким Вы видите развитие города Краснодара в целом, будут ли новые микрорайоны самодостаточны, откажитесь ли от принципа функционального зонирования города, чтоб снизить, например, нагрузку на транспорт?

– В настоящее время строительство в городах Краснодарского края реализуется по принципу комплексной застройки. Ни один крупный земельный массив не осваивается без разработки проекта планировки территории. Проект планировки, в свою очередь, опирается на новые нормативы градостроительного проектирования, которые утверждены как субъектом, так и большинством муниципальных образований Краснодарского края, и, соответственно, определяет уровень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, парковками, площадками благоустройства и коммерческими объектами. В частности, при проверке таких проектов особое внимание мы обращаем на соотношение процента коммерции по отношению к жилью, стараясь держать его в диапазоне от 5 до 10 %. В соответствии с нашими исследованиями, такое соотношение в полной мере обеспечивает потребность жителей микрорайона всеми необходимыми сервисами и услугами. Данный подход позволяет влиять на будущее нового микрорайона, уже сейчас повышая комфорт и исключая лишнюю транспортную миграцию. Говоря простым языком, жителю будущего микрорайона не потребуется выезжать за его пределы, чтобы удовлетворить все свои нужды.

Функциональное зонирование, конечно, никто не отменял, и подготовка проектов правил землепользования и застройки и проектов планировки реализуется с его учётом. Тем не менее, никто не запрещает компоновать в одном объекте несколько функций, встраивать в многоквартирные жилые дома магазины, офисы, парковки, помещения для проведения досуга, кафе, прачечные и другие сервисные объекты, которые нужны нам под рукой в повседневной жизни.

– Есть немало общественных организаций, которые хотят помочь в решении городских проблем, например, движение «Помоги городу». Вы взаимодействуете с общественниками? Есть ли какие-то совместные инициативы?

– Мы довольно часто привлекаем как общественные организации, так и отдельных активистов к нашей работе. Вместе с ними выявляем городские проблемы, обсуждаем и вырабатываем новые нормативы. Надо отметить, что представители общественности не всегда согласны с нашими предложениями, но, тем не менее, мы стараемся убедить их или предложить альтернативное решение.

Кроме того, многие из активных общественников включены в состав комиссий, которые на регулярной основе принимают участие в рассмотрении проектов изменения правил землепользования и застройки, местных нормативов градостроительного проектирования, планировки территории.

– Центр Краснодара и некоторых других населённых пунктов имеет статус исторического поселения. Какова ваша позиция: либо застраивать, исходя из потребностей момента и сиюминутной выгоды, либо сохранить цельность старого города?

– Моя позиция относительно исторического центра Краснодара остаётся скорее консервативной. Я выступаю за то, чтобы сохранить исторический центр в параметрах, щадящих саму историческую среду. Соответственно, полагаю возможным провести его реновацию без существенного изменения этажности. Безусловно, такой процесс может занять больше времени и на первый взгляд может выглядеть менее экономически обоснованным, но, тем не менее, считаю, что он позволит сохранить аутентичность самого города, не превратить его в ещё один спальный микрорайон, который рано или поздно потеряет свою привлекательность.

– Для развития территорий, прежде всего, необходима инфраструктура. На Ваш взгляд, за последние годы эта проблема обострилась или нет? Что планируется сделать в целом по краю и по территориям, чтобы решить конкретные проблемы с сетями, дорогами и т. д.?

– Инфраструктурные вопросы, связанные с развитием улично-дорожной сети и инженерных коммуникаций, безусловно, остаются одними из самых острых, особенно на фоне высоких темпов строительства. Совместно с городами нами часто обсуждаются планы по развитию существующей улично-дорожной сети. Например, в Краснодаре сейчас большое внимание уделяется развитию трамвайных линий. Совместно с ОАО «РЖД» прорабатывается вопрос о создании наземного метро. Этот интересный и перспективный проект в будущем позволит создать две кольцевые железнодорожные ветки, по которым навстречу друг другу будут курсировать электрички вокруг центра Краснодара. В совокупности с будущей сетью перехватывающих парковок такое решение позволит повысить мобильность жителей Краснодара и сократить пробки на улицах города.

– Инфраструктура – это не только транспорт, школы и детские сады. Это в первую очередь разнообразие жизни и социальные связи. Как обстоят дела в новых районах с этим критерием? Какие из районов или ЖК вам больше всего нравятся?

– Я уже упоминал, что в рамках рассмотрения новых проектов планировок мы отслеживаем процентное соотношение объектов коммерции к планируемому объему жилья и стараемся держать этот показатель в диапазоне 5-10 %. Это один из ключевых факторов, который влияет на самодостаточность новых микрорайонов.

Кроме того, в новых проектах большое внимание уделяется территориям общего пользования, в частности, улично-дорожной сети, основной задачей которой является обеспечение комфортной взаимосвязи между элементами планировочной структуры города. Ещё один ключевой параметр, который мы заложили в новых нормативах, –это плотность улично-дорожной сети, которая сейчас составляет 10 километров на 1 кв. км территории. Что это значит для простых жителей? Это значит, что среда будет более дружелюбной для пешехода, которому теперь не требуется пройти 500 или более метров, чтобы свернуть на соседнюю улицу. Фронт зданий, примыкающий к улицам, увеличивается, а это повышает рентабельность объектов коммерции на первых этажах и количество сервисов и услуг на территории микрорайона.

– Ваш предшественник архитектор края Юрий Рысин ещё очень давно утверждал, что по каждому МО отрабатывается весь пакет градостроительной документации. На каком этапе сейчас эта работа?

– Эта работа активно продолжается. Активно ведётся разработка проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки крупных городов. Например, сейчас разрабатываются генеральные планы Новороссийска и Сочи. Подходит к завершению разработка правил землепользования и застройки города Геленджика. Начинается разработка генеральных планов в Туапсинском районе. В целом это системная работа, которая продолжится вплоть до полного обновления документов территориального планирования всех городов края.

– Существуют ли у нас в крае региональные нормативы градостроительного проектирования? Какая работа в области разработки механизмов регулирования отрасли ведется?

– Безусловно, региональные нормативы градостроительного проектирования существуют, и за последний год они были сильно переработаны, в частности, большое внимание было уделено нормативам комплексной жилой застройки. Сейчас мы подготовили блок корректировок, связанных с регулированием отношений при строительстве гостиничных комплексов, думаю, он будет принят в ближайший месяц.

– Часто мы радуемся каждому введённому метру, не думая о качестве застройки. Между тем, некоторые специалисты уже говорят о некоторых новых районах, как о потенциальных трущобах. Существует ли такая проблема, на Ваш взгляд?

– Качество застройки, в частности в Краснодаре, очень изменилось. Этому способствовали новые нормативы градостроительного проектирования. К сожалению, комплексов, реализованных по этим нормативам, ещё не существует, но уже сейчас на стадии проектов, которые мы можем наблюдать, можно с уверенностью сказать, что это совершенно другое жилье и совершенно другая среда.

– Доводилось встречать в специальной литературе, что хотя почти все регионы обеспечены документами территориального планирования, их качество очень низкое. Не этим ли объясняются постоянные изменения генпланов, принятие новых? 

– Не все градостроительные проблемы связаны исключительно с низким качеством документов территориального планирования. Я имею в виду генеральные планы и правила землепользования и застройки. Многое завязано на их реализации. Например, точечные изменения в таких документах порой больше вредят, чем исправляют ошибки, допущенные при их разработке. К примеру, предыдущим генеральным планом города Краснодара было предусмотрено значительное количество объектов социальной инфраструктуры, но мы не видели их реализацию. Точечные изменения меняли земельные участки, отнесённые к зелёным зонам или социальным кластерам, на участки для застройки иными видами объектов, тем самым нарушая баланс, заложенный разработчиками. Поэтому важно было переработать эти генеральные планы и приступить к реализации именно в том виде, который запроектировал разработчик.

– Оправдало ли себя введение СРО у архитекторов? Строители всё больше скептически высказываются («лишние траты, а толку – 0»).

– Сама идея создания саморегулируемых организаций, наверное, была неплохой. Просто хотелось бы, чтобы СРО были строже к своим членам и дорожили своей репутацией. Чтобы они больше взаимодействовали с властью. Мы периодически обращаемся в СРО с целью привлечения к ответственности её членов, но, к сожалению, пока не было ни одного прецедента, по которому проектная организация была бы исключена из СРО, или на неё были наложены штрафные санкции.

– С 1 сентября прекратится «согласование архитектурного облика объектов кап. строительства». Как вы относитесь к этой мере?

– Безусловно, я негативно отношусь к отмене возможности согласования архитектурного облика объекта капитального строительства и полагаю возможным пересмотр данного закона, может быть, с уточнением критериев такой оценки или более глубокой проработки механизмов проведения процедуры согласования архитектурного облика объекта.

– Почему чиновники, выдающие разрешение на строительство, не работают над ними вместе со строителями, а просто на заседании дают отказ. Это сильно затягивает процесс. Что делается, чтобы сформировать дружелюбную к бизнесу среду, например, просто до заседания позвонить строителям и совместно исправить ошибку?

– Довольно сложный вопрос, тем более что на рассмотрение проектной документации при выдаче разрешения на строительство у администрации по действующему законодательству есть всего 5 рабочих дней. Соответственно, за такой короткий период довольно сложно обеспечить взаимодействие в виде обратной связи, запросов-ответов, потому что процесс могут затягивать сами девелоперы или проектные организации. Даже если чиновник изучит проект за 2-3 дня, свяжется с заявителем, маловероятно, что в установленный срок заявитель сможет донести нужные документы либо устранить замечания. Поэтому в большинстве случаев при выявлении замечаний заявитель получает отказ в выдаче разрешения на строительство. Кроме того, не стоит забывать, что положительное рассмотрение обращения зависит от качества проектной документации и исходных данных, которые являются приложением к заявлению. Нужно следить за уровнем качества материалов, которые поступают на рассмотрение. А это, безусловно, задача заявителя.

– Говоря об антропоморфности городов, соразмерности их человеку, хочется отметить, что некоторые нормативы направлены на решение этой проблемы. К примеру, ограничена высота объектов. Если ранее, например, в Краснодаре застройщики возводили здания до 25 этажей, то сейчас новые правила землепользования и застройки ограничивают высоту жилых комплексов 9 этажами. Правда, предусматривается возможность устройства доминант до 18 этажей, но не более чем на 30% площади застройки.

Если говорить простым языком, то это значит, что среда в целом будет 9-этажной, где на каждые 2 девятиэтажные секции возможно возвести не более одной 18-этажной секции.

Кроме того, был введён такой параметр, как плотность застройки. И если раньше мы могли наблюдать комплексы застройкой до 40 000 кв. м/га, то сейчас этот показатель ограничен 9000 кв. м/га, что, на наш взгляд, является оптимальным с точки зрения комфортного проживания жителей и достаточным с точки зрения инвестиционной привлекательности.

Кроме того, нами введены новые способы расчета количества проживающих, они приближены к реальным и сейчас составляют 22 кв. м на человека, что повлекло за собой ряд изменений, например, детские и спортивные площадки рассчитываются от количества проживающих в доме. И если возьмём норму, которая действовала ранее, то совокупное количество таких площадок по новым нормативам увеличилось на 10-20%.

Также нами введены нормативы, которые предусматривают для новых комплексов обязательную высадку деревьев старше 10 лет, диаметром ствола не менее 4 см. Нормативом установлен показатель высадки не менее 75 деревьев на 1 га территории.

В целом в документы постоянно вносятся изменения, чтобы соответствовать быстрым изменениям жизни.