
Его нельзя получить каким-то обходным путем, можно только заслужить
313
«Авторитет» - слово, практически вышедшее из употребления в своем обычном значении.
Если раньше это слово связывалось с представлением о лидерстве, то теперь рядом с ним все чаще встречаются термины «имидж», «престиж», «компетенция», по сути, подменившие его. Тем не менее, в русскоязычной среде слово «авторитет» не перестало существовать.
Однако известно, что наделенный авторитетом человек не всегда лидер, тогда как лидер всегда обладает авторитетом.
В утверждении авторитета важную роль играет первичная самопрезентация, когда перед школьниками предстает должностное лицо, имеющее соответствующий уровень опыта и образования, а также определенные властные полномочия. Однако для завоевания подлинного авторитета у учеников этого мало. Тут необходимо, в первую очередь, доверие учащихся, заслуженное реальными делами и поступками. До появления Интернета так и было. Проблема поддержания авторитета педагога в современных условиях цифровизации стоит сегодня особенно остро.
В настоящее время информированность человека (врача, учителя, родителя, начальника, руководителя ) размывается. С одной стороны, самым высоким статусом информированности обладает Интернет. Авторитетные отношения, построенные на информированности, складываются и реализуются лишь в условиях дефицита информации и разрушаются, если она в достаточном объеме оказывается доступной каждому.
Если говорить непосредственно о школе, то сейчас у всех детей есть цифровые гаджеты и доступ к Интернету. Они перестали считать учителя единственным источником знаний по школьной программе. Из Интернета обучающиеся могут узнать больше, чем им рассказали в классе. С другой стороны, от специалиста ожидают уже, главным образом, не столько невероятной информированности, сколько высокого уровня трансграмотности (информационной, медийной и веб-грамотности), креативности, компетентности. Это справедливо и для общеобразовательной, и для высшей школы.
Референтность в условиях цифровизации также уступает свои позиции. Школьного учителя, например, значительно потеснил репетитор как в офлайн, так и в онлайн-формате. Собственно, референтность в современном мире трансформировалась в публичность, виртуальную узнаваемость и популярность. В условиях дистантного обучения трансформируются и критерии референтности педагога, изменяется сам характер восприятия взаимодействующих лиц, участвующих в образовательном процессе. Тем не менее, и в настоящее время истинность авторитета невозможно подделать или симулировать, его нельзя получить каким-то обходным путем - можно только заслужить.
Сегодня компетентное учительство мало представлено в социальных сетях, позитивный образ педагога недостаточно подкреплен удачными PR-акциями, рациональными самопрезентациями представителей педагогического сообщества.
Безусловно, несмотря на постоянные и неоднократные попытки ниспровержения, авторитет педагогической профессии и учительского труда необходимо всемерно поддерживать и укреплять. От профессиональной и личностной результативности педагога зависит, выйдут ли в мир дети как исполнители-потребители, или как созидатели. Это понимали и раньше, это актуально и для эпохи цифровизации, когда изменились только термины, но не сами явления, подразумеваемые ими.
Люди по-прежнему ищут хорошего учителя, доктора, юриста. В системе отношений «человек - человек» талантливый, авторитетный, компетентный специалист, как и раньше, играет главную роль. Именно его часто называют Мастером своего дела.
Компетентный педагог универсален по своей природе и обладает разнообразными знаниями, умениями, навыками, техниками и может эффективно применять их в соответствии с необходимыми ситуациями в своей работе.
Цифровая трансформация образования - пролонгированный процесс, он затрагивает все уровни системы и невозможен без деятельностного участия, в том числе и педагога.
Изменятся функции педагога и средства его труда, но останется цель - передать новым поколениям все лучшее, что есть в нас.
Наталья Протасова, юрист