Общественники обратились в краевую прокуратуру в защиту прав инвалидов
1464
Тема нарушения Фондом социального страхования Краснодарского края действующего законодательства по обеспечению инвалидов протезами поднималась недавно в Общественной палате г. Краснодара.
По итогам обсуждения проблемы от имени председателя палаты Юрия Ткаченко было направлено обращение к прокурору Краснодарского края Сергею Табельскому.
В обращении было указано на неправомерное занижение Краснодарским региональным отделением ФСС РФ размера компенсации за самостоятельно приобретённые инвалидами протезно-ортопедические изделия в связи с тем, что при определении суммы такой компенсации уполномоченным органом не установлена аналогичность изделий одного вида и наименования, приобретенного инвалидом и закупленного в рамках последнего исполненного в полном объёме госконтракта.
Саму суть проблемы рассказала журналисту «Новой газеты Кубани» Наталья Гайворонская, заместитель председателя общероссийской общественной организации инвалидов «Опора».
– Фонд закупает протезы для людей с ампутацией конечностей. У них есть в закупке семь протезов голени разной комплектации и функциональных характеристик. Одни – для людей с низким уровнем активности, другие – для тех, кто ведёт активный образ жизни, у кого-то особенности, связанные с длиной культи и так далее. Из этих семи инвалидам подбирают наиболее подходящий вариант изделия. Они все имеют одно и то же наименование – «протез голени модульный», семь разных комплектаций, «протез бедра модульный», их восемь вариантов и восемь разных цен. Из этого перечня инвалид вправе самостоятельно приобрести протез, который ему подходит. Например, цена протезов голени варьируется от 146 тыс. рублей до 315 тыс. рублей, цена варьируется примерно в два раза. Инвалид выбирает тот протез, который подходит ему, предположим, за 214 тыс. И он имеет право подать документы на возмещение расходов через Фонд социального страхования, и ему возмещают по стоимости самого дешёвого протеза. Согласно нормативному документу, компенсация выплачивается в размере
расходов, но не более фактической стоимости изделия, а цена определяется с учётом аналогичного изделия, приобретенного фондом в рамках последней по времени осуществления закупки. Фонд, не сопоставив аналогичность изделий, просто выбрал наименьшую цену. Таким образом фонд просто экономит средства на возмещение, а инвалиды вынуждены нести расходы, которые им гарантированы государством, – пояснила Наталья Гайворонская.
Статья 11 Закона «О социальной защите инвалидов» гарантирует реабилитацию с помощью технических средств, которые максимально компенсируют утраченные способности.
Со слов общественницы, такого никогда не было раньше в Краснодарском крае. Такая ситуация сложилась только на Кубани, нигде в других регионах такого не отмечено.
Как утверждает Гайворонская, законодательство на этот счёт не поменялось, но людям в прошлом году выплачивали полную сумму с учётом аналогичности изделий, а сейчас им решили платить по наименьшей стоимости изделия с тем же наименованием. Тем самым Фонд нарушает права инвалидов, не установив аналогичность изделий по функционалу.
– Проблема ещё в чём – инвалиды обращаются в прокуратуру за помощью, чтобы надзорный орган выступил в суде в защиту их прав. Прокуратура же направляет обращение в сам фонд, фонд отписывается, разъясняя порядок, прокуратура, не проверяя фактов, изложенных в обращении, даже не реагирует. Ведь необходимо проводить проверку по факту нарушений, указанных в обращениях граждан, и давать оценку действиям должностных лиц при принятии решений, – считает Наталья.
– Компенсация рассчитывается независимо от изделия, главное, чтобы это изделие отвечало реабилитационным потребностям инвалида. Даже самые высокотехнологичные изделия отличаются функционалом. На одном протезе человек сможет ездить на велосипеде, заниматься спортом, участвовать в соревнованиях, а другом – нет. Но чем человек менее активен, тем более функциональный протез ему нужен. У нас в стране это правило не работает. Ведь чем больше функциональность протеза, тем больше он позволяет движений выполнять инвалиду, который не умеет ничего сам. У нас старику поставят пиратский протез на деревянной основе, без модулей, без ничего, с поясным креплением, который прикрепится бандажом на липучках и будет держаться. Считается, что малоактивный человек не должен этим пользоваться, хотя именно высоко функциональный протез позволяет выполнять то, что обычный протез не умеет. Например, подниматься по лестнице, ведь это как важно пожилым людям, ходить по наклонной поверхности, особенно если человек живёт в сельской местности, где нет асфальта. Даже чтобы одеть обувь на протез, нужная поворотная функция – это особое устройство. Специалисты фонда не ориентируются в функциональных характеристиках изделий. Они объявляют закупку на то, в чём не понимают, поэтому не могут обеспечить качеству изделий, дать ему оценку. Сама процедура протезирования предусматривает подбор изделия исполнителем. Ведь кто-то работает на ногах, кто-то – нет. И в зависимости от профессиональной деятельности инвалида должен быть индивидуальный подход к подбору протеза. Мы все хотим, чтобы наши инвалиды были равноценными членами общества, приносили в бюджет доход, но при этом мы не может создать им условия, чтобы они работали. Но сегодня мы говорим о том, что идёт прямое нарушение права инвалида на получение компенсации в рамках установленных законодательством требований, – резюмировала Наталья Гайворонская, добавив, что некоторые инвалиды умерли, пока ждали компенсацию.