Соц. сфера:

Меньше школ, меньше учителей, меньше учеников: итоги года в образовании

08.07.2025

ЕГЭ в 2025 году прошел без происшествий

Автор: «Парламентская газета»

83

В России — рекордный конкурс в педагогические вузы, при этом всего за год из системы образования ушли 200 тысяч учителей, закрылись 400 школ, следует из доклада Минпросвещения. В Госдуме призвали ведомство уйти от практики оптимизации образования, разобраться с учительскими зарплатами и платными кружками, а также отменить, наконец, оценки по физкультуре, рисованию и музыке. «Парламентская газета» узнала подробности.

Дальше — меньше

Единый госэкзамен в мае — июне сдавали почти 682 тысячи учащихся, за меньше чем три недели на специально созданную платформу обратной связи поступило 72 обращения из 32 регионов. Это мало, а значит, ЕГЭ прошел спокойно, считают в Минпросвещения, и с этой точкой зрения согласились в Комитете Госдумы по просвещению, где 7 июля выслушали доклад профильного министра Сергея Кравцова о состоянии дел во вверенной ему сфере.

Насчет ЕГЭ Кравцов добавил, что увеличилось число сдающих экзамены по математике и физике, и вообще интерес к естественным наукам растет. Но по количеству заявлений в вузы лидируют специальности педагогического профиля, которые даже обошли информационные технологии.

Вот только из слайдов презентации Минпросвещения следовало, что в прошлом году школьных учителей в России стало меньше на 200 тысяч, воспитателей в детсадах — на 14,8 тысячи, а преподавателей в колледжах и техникумах — на 1,2 тысячи.

В школах, по данным за 2024 год, учились 18 миллионов человек, как и в 2023-м, но нынешний год — пиковый по количеству выпускников. Дальше их будет только меньше в силу демографических процессов.

Зачем в школе художники

Из хорошего: Россия — в первой десятке стран мира по качеству общего образования, в пятерке — по результатам международных олимпиад. В детсадах ликвидировали очередь для всех возрастов, а в школах отказались от третьей смены. Правда, как обратили внимание депутаты, количество учащихся во вторую смену в прошлом году выросло на 42 тысячи.

Почти 86 процентов детей охвачены дополнительным образованием, то есть после школы ходят в кружки и секции, отчитался Кравцов. Но и здесь у депутатов есть вопросы.

«У нас много жалоб на платные услуги, — сказала глава думского Комитета по просвещению Ирина Белых. — Нам нужно понять, из чего складывается оплата, какой процент кружков платный, а что обязательно должно быть бесплатным».

На тему бюрократической нагрузки на педагогов у министерства данные такие: школьные учителя должны заполнять только пять обязательных бумаг, преподаватели колледжей — шесть, воспитатели детсадов — два. Но эти цифры, по словам, Ирины Белых — утопия.

«Это то, к чему мы стремимся, но сейчас этого нет, — сказала она. — Отказать, к примеру, силовым ведомствам при их запросе, который поступает директору, а тот направляет его учителю, невозможно. Нам надо работать со структурными подразделениями».

На цифрах презентации, утверждающих, что за год количество школ уменьшилось сразу на 400, обратил внимание первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Михаил Берулава. Замминистра Ирина Шварцман объяснила это сокращением количества юрлиц, то есть оптимизацией - объединением школ и детсадов в центры образования. Нужно экономить деньги, объяснила чиновница, а то находились такие учреждения, где были трудоустроены 43 уборщика, у директора было 36 замов, а в одной школе зачем-то работали сразу три художника.

Школьники без комплексов

Минпросвещения запустило пилотный проект новой системы оплаты труда педагогов — зарплаты учителей рассчитывают по единым правилам, что должно снизить разброс в доходах от региона к региону и в пределах одного субъекта РФ. В презентации ведомства об этом было сказано очень мало, но глава думского комитета Ирина Белых потребовала представить отчет о реализации проекта.

«Говорить о повышении статуса учителя при этой оплате невозможно», — считает она.

Еще одно депутатское предложение, которое будут серьезно прорабатывать, касается отмены школьных оценок по физкультуре, музыке, рисованию и труду. Этот пункт отразили в постановлении по итогам «правительственного часа» на тему здоровья детей, на него Ирина Белых обратила внимание, общаясь с руководством Минпросвета. Существующая система «от двух до пяти», по ее мнению, порождает детские комплексы, когда ребенок не может что-то выполнить в силу своих физических особенностей.

«Надо поработать, давайте думать вместе над критериями и показателями, которые не позволят ребенку комплексовать, — сказала парламентарий. — Есть масса ограничений, например тем, кто занимается на фортепьяно, нельзя играть в волейбол».

«Парламентской газете» Белых объяснила, что планируется внести изменения в критерии оценок по четырем предметам: «Необходимо утвердить содержание для каждого класса. Это может быть разработка проекта, какие-то доклады, как не заболеть, как повысить иммунитет, если речь идет о физкультуре, и так далее. При этом для тех, кто в состоянии, сохранится возможность и заниматься спортом, и сдавать нормативы ГТО».

Дмитрий Литвинов