Молодёжь предлагают учить с учётом российских духовно-нравственных ценностей
1793
Группа сенаторов и депутатов предложила скорректировать основы госполитики в сфере образования. Они предложили уточнить принцип гуманистического характера образования на основе российских духовно-нравственных ценностей, а не чужеродных шаблонов и заимствований. Такой законопроект уже получил положительный отзыв кабмина и внесён в Госдуму. В конце сентября депутаты рассмотрят документ в первом чтении, рассказал «Парламентской газете» один из его авторов, председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.
Своим умом
Закон об образовании приняли в 2012 году. В нём записали и основные принципы госполитики в сфере образования. Всего их 12, в том числе о «единстве обучения и воспитания», который добавили в 2023 году.
Среди других принципов – право каждого человека на образование, признание приоритета образования, светский характер образования и так далее. Также в пункте 3 статьи 3 говорится о гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, воспитании взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма и прочего.
Именно этот пункт и предлагают уточнить авторы законопроекта, в том числе главы профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы Лилия Гумерова и Ольга Казакова. По мнению парламентариев, принцип гуманистического характера образования «не должен трактоваться в универсально-абстрактном смысле, а подлежит раскрытию и реализации на практике в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями».
«Система образования должна формировать зрелую и ответственную личность, приобщать к богатству нашего цивилизационного наследия и вдохновлять идеей обустройства и благополучия России», – объяснил ранее «Парламентской газете» суть нововведений Сергей Кабышев.
При этом «насаждение чуждых идеалов и ценностей разрушает фундамент культурного суверенитета и подрывает основы политической стабильности и государственности», отмечал депутат.
Но с учётом опыта других стран
Как именно обновлённый принцип гуманистического характера образования может отразиться на работе школ, колледжей и вузов, «Парламентской газете» разъяснил первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга. «В дальнейшем на основании этого будут составляться учебные курсы и пособия, – сказал депутат. – Такая работа уже идёт, например, с этого года в институтах появился курс «Основы российской государственности». Принятие поправок создаст законодательную базу для введения в программы этих и других новых занятий».
Авторы законопроекта отметили, что развитие образования «в русле национальных традиций и в интересах национального развития» – это не отечественное изобретение. Такие принципы уже используются, например, в Армении, Белоруссии, Таджикистане. А в Китае закон прямо указывает, что образование должно «служить народу», а также «поддерживать и упрочивать прекрасные исторические и культурные традиции китайской нации, перенимая все выдающиеся достижения человеческой культуры», приводится пример в пояснении к документу.
Суверенизация – не изоляция
Ещё одна новелла законопроекта вводит требование научной обоснованности развития системы образования в России. Речь идёт об учёте исторического наследия страны и перспективных задач развития государства.
«Система образования должна соответствовать уровню развития науки и техники в стране. Также необходимо учитывать историческое наследие российского образования и педагогики», – пояснил Сергей Кабышев.
При этом суверенизация образования не равна его изоляции, следует из пояснения к документу, который предписывает обеспечивать благоприятные условия для равноправного взаимодействия российской системы образования с аналогичными системами других стран.
На проект закона уже получен положительный отзыв Правительства. При этом отдельные корректировки предложено уточнить. В обновлённом варианте законопроект будет вынесен на рассмотрение Госдумы в первом чтении в конце сентября, рассказал Сергей Кабышев.
Юлия Сапрыгина