Следить за качеством обслуживания и комфортом пациентов предложили по специальным стандартам
3043
Сейчас за качеством и безопасностью медицинской деятельности следит Росздравнадзор, региональные власти и руководство больниц и поликлиник. Общественные палаты контролируют работу только государственных клиник. При этом механизмы такого гражданского надзора нигде не прописаны. В Общественной палате РФ предложили разработать соответствующие стандарты и разрешить общественникам проверять не только государственные, но и частные медицинские организации. Такие рекомендации подготовили в комиссиях Общественной палаты по здравоохранению и работе с обращениями граждан.
Нарушений много
В 2023 году Росздравнадзор проверил почти 1,5 тысячи медорганизаций, в том числе 191 частную клинику. Нарушения обнаружили в 80 процентах больниц и поликлиник. Речь идёт о недостатках в оснащении кабинетов, несоблюдении порядка оказания медпомощи и лицензионных требований. Пациентам не всегда сообщают, какие услуги они могут получить за счёт средств ОМС. Есть случаи некорректного оформления информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
У поликлиник, больниц, медицинских институтов, госпиталей, стоматологических клиник и других организаций здравоохранения должна быть лицензия на медицинскую деятельность. Во-первых, не все получают её легально, а во-вторых, многие нарушают лицензионные требования. Например, оказывают услуги, не предусмотренные лицензией, не соблюдают правило о том, что сотрудники должны проходить курсы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет, или привлекают врачей другой специализации. Осенью прошлого года закрыли частный наркологический центр, в котором за год умерли пять пациентов. Для лечения использовали запрещённые в России лекарства неизвестного производителя. В клинике делали не предусмотренное лицензией УЗИ, медицинский массаж, другие процедуры. Главврач занимался наркологией, хотя соответствующего образования у него не было. А наркоз пациентам делал человек, не имеющий профподготовки в анестезиологии.
Не все больницы соблюдают требования к оборудованию кабинетов и наличию в штате специалистов, обслуживающих медицинскую технику. Особенно много нарушений в сфере косметологии. Например, клиники пользуются не тем оборудованием, которое заявлено в рекламе, и в итоге портят людям внешность и здоровье. Частные косметологические кабинеты организуют прямо на дому, не получая лицензию. Клиентов заманивают низкими ценами, но за качество никто не несёт ответственности. Чтобы обратиться в суд, нужен договор с клиникой или ИП и чек за предоставленную услугу.
Контролировать нужно строже
Большинство внеплановых проверок организаций здравоохранения проводят на основании обращений и жалоб пациентов. А многие нарушения выявляют общественные палаты, которые занимаются проверками медклиник на основании закона об общественном контроле в РФ. «Существует федеральный проект «Здравконтроль», в котором задействованы пятьдесят регионов, – сказал «Парламентской газете» зампред комиссии ОП РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Евгений Мартынов. – В субъектах Федерации созданы telegram-чаты с подключением медицинских организаций, куда мы приглашаем вступать жителей, чтобы оперативно решать все проблемы с получением медицинской помощи». Представители общественных палат приходят в больницы и поликлиники, заранее уведомив об этом, могут общаться с пациентами, смотреть талоны для записи к врачу, проверять, насколько длинные очереди, имеются ли условия для инвалидов и современное оборудование в кабинетах. Но такой контроль касается только государственной сферы – в частные клиники общественников сейчас не пускают.
Общественная палата предложила распространить эти проверки и на частный сектор. Также эксперты считают, что следует разработать стандарты общественного контроля в сфере здравоохранения – принципы, критерии и механизмы его осуществления.
В Госдуме поддержали инициативу
Не должно быть разницы в привилегиях и контроле государственной и частной систем здравоохранения, уверен первый зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Леонид Огуль. «Государственные и частные клиники, прежде всего, отвечают за здоровье пациентов, и надзор за качеством оказания медицинской помощи должен быть одинаковым везде», – сказал депутат «Парламентской газете». Особенное внимание нужно обращать на частные кабинеты медицинских услуг, считает Огуль. При этом следует избегать предвзятого отношения к частным клиникам, предостерёг парламентарий.
Зампред Комитета Госдумы по промышленности и торговле Александр Спиридонов считает идею ОП разумной. «Сейчас государственные клиники контролируют достаточно качественно, а вот вопрос контроля частных клиник пока открыт, поскольку мы прекрасно знаем случаи, когда с теми же абортами происходили нарушения, например, сроков тишины», – сказал он «Парламентской газете». Он согласился, что очень важно прописать методику и правила контроля, чтобы не нарушать права врачей и пациентов.
Не только реклама, но и отчёт
Также в Общественной палате придумали, как сократить негативные последствия агрессивной рекламы медицинских услуг. Частники заманивают клиентов, используя все доступные каналы связи – звонят по телефону, рассылают спам на электронную почту, размещают сообщения и видео в социальных сетях.
Такая реклама часто приводит к оказанию услуг ненадлежащего качества, которые могут нанести вред здоровью пациентов. В Общественной палате считают, что частные клиники должны размещать в открытом доступе, например, на своих сайтах, отчёты о деятельности. В такой отчёт входит информация об оказанных услугах, проведённых операциях и их последствиях, подробные сведения о возможных осложнениях. Тогда, поддавшись рекламе, клиент сможет зайти на сайт и узнать подробную информацию о медицинском центре, врачах и процедурах.
Мария Соколова