Соц. сфера:

Очередное повышение цен

25.10.2021

На этот раз – транспорт

Автор: Игорь ЯРМИЗИН

1150

Минтранс не отстаёт от общего «бычьего» тренда и предлагает увеличить цены на проезд по дорогам до 5 рублей за километр, а по новым дорогам – до 8 рублей

В пояснительной записке, подготовленной в ведомстве, убедительно доказывается необходимость принятия данного решения. Ещё бы, ведь в Европе проезд одного километра обходится в среднем на целых 35% выше. Значит, надо срочно поднимать. Как иначе? Правда, даже такой абсурдистский подход выглядит сомнительно: считали-то по номинальному курсу, а ведь когда надо, то чиновники любят приводить подобные соотношения по ППС – паритету покупательной способности. Но тогда всё выглядит как-то не очень. Ведь по подсчётам влиятельного британского журнала The Economist, российская валюта – самая недооценённая в мире – справедливый курс рубля должен составлять 23,85 руб. Грубо говоря, втрое. Это доллар, евро, соответственно, пусть будет в 2,5 раза. Не будем мелочиться. Производим несложные расчёты и получаем: вместо «на 35% дешевле», уже сейчас у нас километр обходится вдвое дороже среднего по Евросоюзу. При несопоставимых, разумеется, зарплатах. Кстати, а что про Америку забыли? Да просто там дороги дешевле.

Ещё один аргумент, озвученный некогда грамотным экспертом, а позже, после получения хорошей должности и других плюшек, влившимся в общий хор Михаилом Блинкиным:

– Платные дороги – это всё-таки определённый «бизнес-класс». – Никто же не возмущается, что в самолётах в «бизнес-классе» лететь дороже, чем в «экономе». Кто хочет лететь более комфортно, то тот доплачивает.

Сравнение, прямо скажем, так себе. Простите, но в бизнес-классе человек получает определённый набор дополнительных услуг, там стоит два места в ряду вместо трёх, сами кресла значительно лучше, мягче, удобнее, меню другое, напитки и т. д. Вот за это и доплачивают. А что такого есть в платных дорогах? Меньше ям? Они больше похожи на дороги, а не на полосу картофельного поля после уборки урожая?

Думаете мало денег отпускается на дороги? Как бы не так. Вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин на совещании у Президента РФ В. В. Путина сообщил, что в прошлом году было потрачено на них 880 млрд рублей федеральных средств, а с учётом региональных бюджетов – свыше 2 трлн рублей. Это примерно 10% всего бюджета страны. Огромные средства. Но дорог по-прежнему остро не хватает, а те, что есть, – в большинстве своём отвратительного качества.

Ну и, наконец, самое главное. Помните, когда-то очень давно нам говорили: «Нужно включить стоимость дорог в цену бензина, и тогда можно будет отменить транспортный налог. Так и сделали. Стоимость включили, правда, налог отменять не стали? Ну, обманули, мягко говоря. В первый раз, что ли? И не надо обольщаться, мы платим его независимо от наличия автомобиля, поскольку этот налог через стоимость автоперевозок попадает во все без исключения товары. В итоге сейчас за дороги мы платим трижды: в цене бензина, транспортный налог, бюджет. А плата за проезд – это уже четвёртая подать. Но ни министров, ни их экспертную обслугу это, похоже, не смущает.

А теперь прикинем. Вот трасса М-4 «Дон» стала платной почти на всём своём протяжении, за исключением Ростовской области. То есть платный участок получается длиной примерно тысячу километров. 5 руб/км. То есть пять тысяч рублей. Просто за право проезда. Туда-обратно – десять тысяч. Примерно столько же, сколько стоит бензин (если у вас экономичная легковушка с расходом литров 8 на сотню).

Нет никаких проблем, если бы деньги за проезд (пусть даже не 5, а хоть 50 рублей) брали бы бизнесмены, за свой счет «с нуля» построившие эту дорогу. Ваш объект – имеете право. Но это не наш путь. Отечественный «бизнес» в крепкой связке с чиновниками будет доить население, пока не выжмет досуха. Где у той же М-4 трасса-дублер? Её нет, если, конечно, не брать совсем уж издевательские варианты. К примеру, через Украину и Белоруссию. Может, через Поволжье. Но всё же под «дублёром» понимается нечто иное. В других странах – это хорошие бесплатные дороги, только проходят они через города, скорость ограничена, повторяют рельеф, а не идут напрямую и т. д.

Минтранс своими действиями выполняет в действительности важную задачу – разрывает транспортную доступность, а следовательно связанность и единство страны. Вот это находится на одной чаше весов, на другой – дополнительное обогащение нескольких человек, и так, надо полагать, сверхбогатых. Но это и есть цель, и она практически не скрывается, только формулируется чуть иначе: «…бизнес-модели строительства и эксплуатации платных трасс предполагают всё-таки определённую пропускную способность. И под неё закладываются тарифы. Проще говоря, если сделать на платных дорогах слишком низкие цены, то там будет такой же трафик, что и на бесплатных. Значит, потеряется понятие скоростного и комфортного проезда». Ну то есть заранее предпринимаются меры, чтобы чернь не мешалась под ногами. Поэтому важно, чтобы не было слишком низких цен. В пределе, получается, хорошие дороги становятся предметом роскоши, а передвижение по ним – уделом избранных, показателем статуса, положения в иерархии. Это, конечно, совершенно невероятный переворот: дорога, автомагистраль, хайвэй – один из символов современной цивилизации, прогресса, устремлённости в будущее на наших глазах превращается в разновидность привилегии неофеодалов. Через рост цен постепенно отсекая от неё всё новые и новые слои общества.

В этой связи хотелось бы напомнить то, что знал в бытность свою экспертом и г-н Блинкин: базовая сеть дорог в любой стране создавалась как национальный проект, и она по определению бесплатна. Платные же трассы, что в США, что во Франции, что в большинстве других стран составляют лишь крайне незначительный процент от общей протяженности сети.

Задирать заоблачные тарифы, облагать ими существующие магистрали федерального значения – дикость, архаика и варварство. Дороги связывают людей и экономику. Затрудняя, удорожая движение по ним, мы замедляем и ослабляем жизнь как человеческую, так и экономическую. А ослабленный организм, как мы это хорошо знаем по противостоянию вирусу в ходе пандемии, гораздо ближе к поражению и смерти.