1 сентября – День знаний
1884
Официальным государственным праздником День знаний стал 1 октября 1980 года, когда был выпущен Указ Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях». Таким образом, впервые его отметили 1 сентября 1981 года – ровно 40 лет назад.
Сегодня только в нашем крае за парту сядут 725 тысяч школьников, в том числе 79 тысяч первоклашек. В некоторых местах их так много (или школ так мало), что количество классов давно уже перевалило за классические «А», «Б», «В» и подчас готово поглотить практически весь алфавит. Так в краснодарской школе № 94 пришлось даже создать первый «Ы». Выглядит нелепо, но куда деваться, если первоклашек в этом году набралось аж 840 человек.
Помимо школьников, сегодня овладевать знаниями отправятся 100 тысяч студентов кубанских вузов. Пока что, как обещают, занятия будут проходить в обычной форме аудиторных занятий. Хотя, как показывает практика, в любой момент могут и перевести на «удалёнку».
Праздник, однако, не должен заставить нас забыть о той угрозе, которая нависла над знанием и образованием. Медленно, но верно они уничтожаются. Не отменой, конечно, это было бы слишком заметно, но перерождением. Сначала ЕГЭ превратил человека в смешное и нелепое подобие самого примитивного компьютера, над которым ржут в голос все компы, начиная с 286-го, а то и раньше. Теперь вот «удалёнка». Если она заменит, хотя бы по большей части, традиционные формы обучения, это будет означать радикальный разрыв с традицией, идущей ещё с XII-XIII вв., и гибель университетов. Напомним, университеты были не просто учебным заведением, а одним из важнейших институтов, сформировавших всю современную цивилизацию. Учебных заведений, в том числе и блестящих, и учёных было очень много по всему свету – и на мусульманском Востоке, и в Китае, и в других странах. Но ничего подобного европейскому Университету не было нигде в мире. Просто потому что там добавили свободы.
Это маленькое добавление какого-то очень ныне затёртого в употреблении «ингредиента» творит буквально чудеса, преображая всё. Студенты и преподаватели избирали ректора зачастую всего на 3-4 месяца, и дошедшие до нас счета за ремонт разгромленных аудиторий и поломанные скамьи свидетельствуют о накале предвыборных страстей. А если ректор умирал на своём посту, то его хоронили как принца крови (!). Выше был только король. Университет имел свой суд, сам он был практически экстерриториален и подчинялся фактически лишь Папе Римскому (да еще его ставленнику – канцлеру). Это было не просто учебное заведение, а огромная ценность. Великий французский король Людовик IX Святой в XIII веке так и говорил: «В Германии есть император, в Италии – папа, а во Франции – университет.
И вот сегодня через переход на «удалёнку» (хотя не только, конечно, через неё) этот волшебный «ингредиент» уничтожается. Точнее, то, что от него осталось. Нет свободы, нет дискуссий, нет того питательного интеллектуального «бульона», в котором рождаются все великие идеи, которые позже оказываются прорывом в будущее. Остаётся канцелярщина, бюрократия, планы и отчёты, скучная рутина. А главное – смерть вместо жизни. Ведь свобода – это всегда жизнь, жертвуя ею ради безопасности, мы впадаем в ситуацию ложного выбора. Нельзя пожертвовать свободой ради безопасности жизни. Ибо вместе со свободой всегда уходит жизнь. Остаётся лишь полуживотное существование, которое с ней часто путают, или же, как говорил порядком подзабытый Фридрих Энгельс, «жизнь, как форма существования белковых тел».
И все-таки мы до сих пор можем наслаждаться, пусть и изрядно обветшалым, униженным, но ещё существующим удивительным достижением великой европейской цивилизации, – университетом. Домом, где жило Знание. Которое по определению может быть только Универсальным, об Универсуме. Отсюда и название Университет.