Интервью с председателем комитета ЗСК по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Виктором ЧЕРНЯВСКИМ
1869
Где лучше получать образование вашему ребенку: в частной или муниципальной школе? Есть ли между ними принципиальные различия? О перспективах развития образования в крае, в том числе – через систему частных школ, ранее не раз говорил председатель Законодательного собрания Краснодарского края Юрий Бурлачко.
«Рост рождаемости и миграционные процессы требуют дальнейшего развития сети учреждений образования. К 2024 году в крае необходимо создать не менее 150 тысяч школьных мест, обеспечить потребность в спортзалах, санитарных комнатах и скоростном Интернете, решить кадровые проблемы отрасли. Таким образом, мы будем способствовать реализации национального проекта «Образование» и выполнению задач, поставленных в этой сфере Президентом России», – отметил спикер кубанского парламента.
Юрий Бурлачко поручил усилить контроль за освоением, эффективным и целевым расходованием бюджетных средств, выделенных на программу «Развитие образования», и ежеквартально рассматривать ход ее выполнения на заседаниях профильного комитета ЗСК.
На эту тему корреспондент «НГК» побеседовал с депутатом Законодательного собрания Краснодарского края, председателем комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Виктором ЧЕРНЯВСКИМ.
«НГК»: Виктор Васильевич, в обществе сложился определенный стереотип в отношении негосударственных образовательных учреждений – школ, детских садов: мол-де, созданы они для детей из состоятельных семей. В общем, так: если частная школа, значит, – элитная. Так ли это на самом деле? Давайте пока поговорим именно о школах. Кстати, сколько всего в крае частных школ?
В. Чернявский: Всего в Краснодарском крае насчитывается на сегодня 43 дошкольных учреждения, функционирующие на частной основе, и 26 частных школ.
Ну, если мы с вами будем говорить о частных школах, то я начну с того, что в этом году министерством образования Краснодарского края аккредитовано 24 школы. Что это такое? Государственной аккредитацией подтверждается право учебного заведения выдавать своим выпускникам государственные документы установленного образца об уровне образования – аттестаты. Если вдруг окажется, что ваш ребенок учится в школе, не прошедшей аккредитацию, то по окончании он получит свидетельство об окончании средней школы – некий аналог аттестата. Но он должен подтвердить знания в аккредитованной школе, к которой его прикрепят органы управления образованием, и подтвердить право на участие в ЕГЭ.
А теперь о стереотипах. Да, есть точка зрения, что это элитное учебное заведение, но большинство из них практически ничем не отличается от муниципальных бюджетных образовательных учреждений (МБОУ): те же педагоги, те же учебники, такая же учебная программа на основе госстандартов. Основная задача и тех, и других – дать базовые знания. Как правило, частная школа предоставляет больше услуг за рамками общей программы: дополнительные образовательные предметы, индивидуальная подготовка, организация подвоза, пребывание детей в школе в течение дня, трех-четырехразовое питание, специальные творческие занятия.
«НГК»: А в чем тогда различия между частной и государственной формой обучения?
В. Чернявский: В части получения общего образования в рамках государственного стандарта принципиальных различий нет. Даже бюджетное финансирование и частные и муниципальные школы получают по единому нормативу, с той лишь разницей, что затраты на содержание зданий, техперсонала и ночную охрану, технические средства безопасности частные школы оплачивают из собственных средств. Кроме того, как я сказал ранее, в частных школах учащиеся сверх принятых образовательных стандартов имеют еще возможность получать дополнительное образование, либо специализированную форму обучения. Это может быть коррекционная программа обучения либо углубленное изучение отдельных дисциплин и т.д. За это родители и платят, как правило, деньги, и это тоже является отличием частных школ от муниципальных.
И еще один нюанс. В частных школах, как правило, классы небольшие по численности. Для многих родителей это может служить определяющим фактором при выборе школы для своего ребенка. У некоторых детей по разным причинам имеются проблемы с социализацией.
«НГК»: А что можно сказать о качестве обучения в таких школах?
В. Чернявский: Многое зависит от квалификации педагогов, но и участие родителей в образовательном процессе нельзя сбрасывать со счетов. Я вам приведу такие цифры: в частных школах, где обучается 3909 учащихся, работает всего 639 педагогов, среди которых 19 имеют ученую степень кандидата наук и два доктора наук.
Разумеется, в малочисленном классе педагогу комфортнее работать с детьми, и в этой связи у частных школ есть преимущество. Но заметьте, у нас велик процент маломестных школ муниципальных. Это наиболее распространено в сельской местности. И у нас немало сельских школ, по качеству образования не уступающих городским, а по результатам, (например, ЕГЭ по математике в 2018 году) среди лучших есть и частные школы («Новый путь» и «Развитие» города Армавира, «Гимназия 1» города Новороссийска и «Эрудит» города Краснодара), и сельские муниципальные (школы №№2 и 16 Тбилисского района, школа №12 Абинского района, школы №№4 и 7 Красноармейского района, школа №2 Усть-Лабинского района, и школы №№25 и 26 Крымского района), и городские.
«НГК»: А вы не интересовались статистикой, сколько выпускников из частных школ поступает в вузы и сколько – из муниципальных?
В. Чернявский: Такую статистику ведут в министерстве образования Краснодарского края. У меня точных данных нет, но я думаю, что тут вряд ли можно говорить о каком-либо уклоне в ту или иную сторону.
Я вам приведу другую статистику. У нас после окончания основной школы всего 45% учеников идут в 10-11-й классы. Все они практически нацелены на поступление в последующем в вуз. Остальные 55% учащихся после 9-го класса стремятся получить профессионально-техническое образование. Хорошо это или плохо? Это нормально. Современное производство сегодня испытывает серьезные проблемы из-за дефицита профессиональных кадров, и ее решать надо и у нас в регионе, и в стране.
По этой причине мы с большим вниманием относимся к тем учебным заведениям, где педагоги находят и время, и средства для обучения детей тем или иным профессиональным навыкам.
В качестве примера могу привести школу-лицей №1 в Славянском районе. Смело скажу: там дети получают всестороннее развитие, это одна из лучших школ края. Но при этом руками учеников облагорожена территория лицея. Ландшафтный дизайн, озеленение, садово-парковая архитектура малых форм, – всё сделано их руками! В лицее есть мастерская, где изготавливают сувенирную продукцию, например, шахматы. Педагог именно из этого лицея – Г.А. Мирная – стала победительницей ежегодного краевого конкурса «Учитель года-2019». В мае на базе этого лицея по инициативе нашего комитета был проведен краевой семинар молодых учителей, в ходе которого с опытом своих коллег из лицея №1 ознакомились учителя из других районов Кубани.
В казачьей школе №16, которую также посетили участники семинара, работают мастерские для юных казачек. Девочек там обучают традиционным ремеслам, дают им первоначальные навыки ведения домашнего хозяйства. Это же тоже здорово! А то в некоторых школах изучение традиций для девчат ограничивается тем, что казачек учат… маршировать! Это же не дело!
Я всегда говорил и сейчас повторяю: учитель должен быть настроен на результат. Очень хорошо, что сегодня это понимают многие не только опытные, со стажем, педагоги, но и молодые учителя, да и родители. Есть в педагогической науке такое правило – «соленого огурца». Его вкус зависит от того, каким вы сделаете рассол. Так же, как рассол для огурца, для вашего ребенка важна среда, в которой он развивается. А это что? Семья и школа. И тут уж неважно, какой статус у школы – частная она или муниципальная.
Кстати, и среди частных школ есть свои лидеры. Например, почетной грамоты Законодательного собрания в этом году была удостоена директор гимназии «Эрудит» Л.С. Агранович. Ряд школ я назвал выше.
«НГК»: Виктор Васильевич, ну, а всё же, если родители хотят дать ребенку достойное образование, какой выбор стоит перед ними: в частную школу отдавать или в муниципальную?
В. Чернявский: Государство гарантирует каждому ребенку получение общего образования в рамках госстандарта бесплатно. Но у каждой семьи – своя мотивация, и в какой школе учиться ребенку: муниципальной, частной (а есть еще вариант семейного образования, экстерната) – решать родителям. Давайте еще раз обратимся к цифрам. В крае в 1200 муниципальных школах проходят обучение 650 тысяч детей. В 26 частных – 3909. Понятно, что эти 3000 мест диссонанса не создают, но из этих 26 школ аккредитовано 24 (одна на стадии закрытия и одна не аккредитована), – значит, доверие к ним есть.
Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ
СПРАВКА «НГК»:
Из 24 частных школ, функционирующих в девяти районах Краснодарского края, 11 средних общеобразовательных школ (из них одна – с углубленным изучением иностранных языков и одна – со спортивным уклоном), шесть гимназий, три лицея, две основные школы и одна – начальная.
Наибольшее число – десять – на территории МО город Краснодар, еще по три школы в Анапе, Армавире и Новороссийске. В Каневском, Динском, Курганинском, Мостовском районах, а также в Сочи – по одной частной школе.
За 2018/2019 учебный год число учащихся в частных школах составило 3909 человек.