Чем «Снеговик» отличается от «Снежка» и зачем у водителей краснодарских трамваев металлический ломик с кольцом?
1205
Во вторник, 13 октября, в Западном трамвайном депо Краснодара выполнили разгрузку очередного, 23 по счету трамвая, который привезли накануне из Усть-Катавского вагоностроительного завода. Всего по программе обновления трамвайного парка до 20 ноября 2020 г. в Краснодар доставят еще 35 новых односекционных вагонов. Все они поступят в Западное трамвайное депо.
Как оказалось, новые трамваи пришлись по душе не только краснодарцам и гостям южной столицы, но и тем, кто их водит и обслуживает. Впрочем, это не удивительно, ведь Усть-Катавский вагоностроительный завод, делающий вагоны для Краснодара, является старейшим вагоностроительным предприятием на всей территории постсоветского пространства. Начало своей славной трудовой деятельности завод ведет аж с 1758 года, а первый трамвайный вагон был изготовлен в Усть-Катаве в 1901 году по заказу города Тифлиса (нынешнего Тбилиси).
Не утратил своих лидирующих позиций Усть-Катавский вагоностроительный завод и сегодня. По словам начальника Западного трамвайного депо Игоря Паталахи, трамваи, поступающие в Краснодар, существенно более продвинуты в технологическом плане.
«Новые трамваи потребляют на треть меньше электроэнергии, в отличие от своих предшественников «ТАТРА» и старых «КТМ». Этого удалось достичь благодаря использованию современных асинхронных бесщеточных двигателей, системы транзисторного управления приводом трамвая, а также системы рекуперации, при которой часть энергии при торможении вагона возвращается в контактную сеть. Также новые трамваи оборудованы более продвинутым полупантогрофом. Его конструкция, во-первых, полностью автоматическая, а, во-вторых, более эффективно передает энергию и к тому же меньше изнашивает контактную сеть. Современные трамваи более безопасны благодаря применению дисковых тормозов. Также разработчики уделили значительное внимание рабочему месту водителя трамвая. «Оно стало более эргономичным и комфортным», – пояснил начальник Западного трамвайного депо. С его слов, за время эксплуатации новых машин на линии, значительных недоработок и изъянов выявлено не было. На вопрос корреспондента НГК о судьбе старых трамваев, Игорь Паталаха пояснил, что все старые трамваи, выведенные из работы, не утилизированы и не разобраны, а стоят в резерве. Выяснилось, что старые чехословацкие «Татры» не такие уж и развалюхи, поскольку ранее были модернизированы здесь же – в Краснодаре. В частности, на них были произведены работы по замене реостатно-контактных групп.
Непосредственно сами водители новых трамваев высказываются о новинках исключительно положительно. Водитель-наставник Западного трамвайного депо Елена Ускова, откатавшая на трамваях 27 лет, рассказывает, что новая машина водителям нравится. Сами водители ласково называют новый трамвай «Снежок», а систему, т.е. сцепку их двух вагонов, называет «Снеговик». По словам Елены Усковой, стать водителем нового трамвая доверяют только безаварийным водителям и не имеющим взысканий и замечаний по работе. Рассказывая о водителях трамваев, она отмечает, что если раньше водителями трамваев были в основном женщины, то теперь немало и мужчин. «Возможно, именно современный вид трамвая и привлекает мужской пол», – шутит Елена.
Впрочем, несмотря на безоговорочную победу современных технологий, кое-что в новые трамваи перешло и от «старичков». Это обычный железный ломик, которым водитель трамвая переводит стрелки. Мало кто знает, что у этого ломика есть еще одно важное назначение. С помощью приваренного на него кольца водитель трамвая определяет критический уровень воды, после которого движение дальше запрещено. Для города, который регулярно страдает от тропических ливней, опция весьма полезная.