Закон о трудовом воспитании в школе
1237
С нового учебного года в обязанности школьников могут войти уборка класса, посадка деревьев на пришкольном участке или уход за воинскими мемориалами. Это позволяют поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся трудового воспитания школьников, которые парламентарии приняли этим летом. Как будет работать новый закон, который ранее приняла Госдума, а 28 июля одобрил Совфед, в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.
– Ольга Михайловна, в чём суть закона о трудовом воспитании? Во время обсуждения документа в Госдуме выяснилось, что даже не все депутаты до конца это понимают. Например, звучали опасения, что директор школы вывезет старшеклассников на свой приусадебный участок и заставит их копать.
– Трудовое воспитание в школе сейчас ограничено уроками технологии. Это прежние уроки труда, но с инновационным наполнением: элементами робототехники, моделирования и так далее. Такие знания детям, безусловно, нужны. Но детям нужны и бытовые навыки. Именно об этом наш закон.
Речь идёт не о новом отдельном уроке, а обо всей деятельности, в которую ребёнок вовлечён в школе. Это касается и самообслуживания: бросил бумажку – поднял бумажку, разбросал инвентарь в спортивном зале – убрал за собой. То же самое в столовой, чтобы у детей выработалась привычка соблюдать чистоту там, где они находятся. Это же касается и общественно полезного труда, когда ребёнок делает что-то не для себя, а для всего коллектива. Например, помогает в подготовке актового зала к мероприятию, уборке класса. Но, конечно, ни о какой работе у директора на даче речи не идёт!
– Что именно и с какого возраста должен делать ребёнок, запишут в каком-то нормативном акте или это будут решать учителя и тот же директор школы?
– Все эти действия запишут в федеральной программе воспитания, которую разработает Министерство просвещения. То есть привлекать детей к общественно полезному труду будут не как попало и не кто, как придумает, а в соответствии с программой. И мы очень чётко прописали это в законе. Программу могут корректировать регионы, например, с учётом климатических условий или отдельные школы, потому что где-то есть пришкольный участок, а где-то его нет.
Очень бы хотелось, чтобы в программе появились пункты о шефстве над воинскими мемориалами, над памятниками, над вечными огнями в своём городе. Такая работа школьникам точно по силам. К тому же, это яркий пример воспитательной работы, так как мы всё же говорим о трудовом воспитании.
– Предполагается ли освобождение от каких-то видов общественных работ, например, в случае заболевания?
– Если это касается вопросов, связанных со здоровьем, например, у ребёнка аллергия или астма, конечно, таких детей не отправят в пришкольный сад в период цветения тех или иных растений и не заставят вытирать пыль в школьном классе. Или, например, ребёнок сломал руку, естественно, его не заставят лезть на стремянку и развешивать плакаты в актовом зале. Но ему могут поручить другую общественно полезную работу, которая ему по силам.
– По российскому законодательству дети с 14 лет могут работать. Для таких подростков подберут какие-то особые виды общественной деятельности, более сложные?
– Работу подростков регулирует трудовое законодательство. В нём мы оставляем обязательное согласие родителей на трудоустройство подростков. Речь идёт о работе в летний период, во время, свободное от занятий, и так далее. Но это работа не в рамках образовательной программы, а в рамках раннего трудоустройства.
– С 1 сентября в школах также появится профориентация, готовить к выбору будущей профессии начнут с шестого класса. Как будут проходить такие занятия?
– Профориентация в школе лежит в логике трудового воспитания, о котором мы говорим в развитии этой темы. Это тоже, как вы помните, не новая история, такая практика была в советских школах. Например, у нас в Луганске девочки учились на телефонисток, а мальчики – на водителей. В итоге школьники на выходе из школы уже обладали какими-то первичными навыками профессии.
Современная профориентация – это также подготовка детей к будущей трудовой деятельности. Проводить её будут в рамках урочной, внеурочной и дополнительной деятельности. В том числе запланированы экскурсии на предприятия и другие мероприятия.
– То есть в расписании появится ещё один новый урок?
– Новый урок будет введён по аналогии с «Разговорами о важном», которые запустили с прошлого года, и которые хорошо себя зарекомендовали, хотя процесс совершенствования отдельных тем и содержания этого курса продолжается. Мы предложили назвать новый урок «Россия – мои горизонты», на нём школьникам расскажут, из каких профессий состоит мир, какие навыки для них нужны, где какие зарплаты.
Такой проект сейчас уже реализуется в рамках пилота, в нём участвуют 2,5 миллиона школьников. Программу профориентации разработали на основе этого проекта. Она охватит уже более восьми миллионов школьников с шестого класса и старше.
Юлия Сапрыгина