Соц. сфера:

«Слово об Учителе»

04.10.2023

«Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя», – Иоганн Вольфганг фон Гёте

Автор: Редакция «НГК»

5175

Когда я прочитала это высказывание, то сразу представила образ своего первого учителя. Мне уже много лет, скоро заканчивается моя педагогическая деятельность, но её образ всегда будет в моём сердце. Впервые мы – маленькие семилетние ребятишки увидели её в далёком 1970-м году, 1 сентября. Нас родители настроили на то, что учитель – это главный человек в нашей жизни, что во всём её нужно слушаться и учиться у неё, и мы стали следовать этому наказу. А как же иначе?

Она была маленькая, хрупкая, в строгом костюме и белой блузке, в красивых туфельках на высоком каблучке и косой вокруг головы – образ учителя тех лет. Её звали Ногачёва Клавдия Григорьевна.

Наша первая учительница учила нас всему: как сидеть тихо и внимательно слушать, сложив руки перед собой, как оставаться чистым, когда обмакиваешь перо ручки в чернильницу и многому, многому другому.

Я уже не помню, кто это придумал, но точно не я – встречать Клавдию Григорьевну возле дома утром и нести её портфель до школы. Мы каждый день, кто вперёд, прибегали к дверям её дома и ждали, когда наша любимая учительница выйдет. Назначали того, кто будет нести её портфель. Она только улыбалась этому и гладила нас по голове. По дороге в школу мы разговаривали о многих, не связанных со школой вещах. Нас обычно приходило три – четыре человека, но я была всегда. Мне думалось, что она больше всех меня любит, к тому же, из одноклассников я была единственной отличницей, но самое главное, все думали, что именно он – самый любимый. Уже тогда я решила, что буду учителем и никем другим!

С каким удовольствием я бежала в школу, а после, когда приходила домой, я становилась учителем для своих подруг, которые ещё не ходили в школу. Всё, что преподавала Клавдия Григорьевна, её манера поведения, её тон, все её слова по различным предметам: математике, письму, чтению, рисованию, музыке – всё это я заново проходила со своими «учениками».

Подружки, когда пошли в школу, всё уже знали. Хотя я, когда шла в первый класс, знала, что существуют буквы, писала только печатную «А» и умела считать до десяти. Всему остальному нас учила любимая первая учительница. Она была «иконой» стиля, умения говорить, дружить, общаться, защищать маленьких и уважать старших. Благодаря ей все девочки хотели быть учительницами, а мальчишки – космонавтами, так как в нашем посёлке Конезавод «Восход» 33 родился и учился дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Виктор Васильевич Горбатко. Мы все знали о нём, его родителях, учителях, всю историю его жизни в нашем посёлке, как Виктор Васильевич стал космонавтом. Очень гордились этим, так как были истинными патриотами своей страны, нашей родины – СССР. Всё это благодаря нашей первой учительнице. Она ввела нас в эту интересную жизнь. Мы же не думали, во что мы одеты, что мы едим, мы просто жили дружно, радовались всему вместе с ней, друзьями, родителями и другими окружавшими нас людьми.

Шло время, у нас были другие учителя, у Клавдии Григорьевны другие ученики, но большинство из моих одноклассников и других ребят каждый год поздравляли её с Днём учителя и 8 марта. Я с ней поддерживала связь с помощью обмена поздравительными открытками вплоть до её ухода из жизни. Светлая ей память, моей первой учительнице, моей любимой и незабываемой Клавдии Григорьевне!

Жизнь шла вперёд, вносила свои коррективы, но мне всегда встречались на жизненном пути лучшие учителя. В начале своей педагогической карьеры мне довелось встретить ещё одного замечательного учителя – Сидоренко Наталью Константиновну. О, что это был за учитель – преподаватель! Огромный профессионал, влюблённый в своё дело, обладающий невероятным педагогическим мастерством и компетенциями в области дошкольного воспитания и образования.

Я попала в её педагогический класс, где она была классным руководителем. Мне было 27 лет, я была самая старшая ученица в этом классе. На первом этапе учёбы у меня с ней не сложились отношения. Я привыкла быть везде лучшей, меня все любили, а тут двойка за то, что я не расслышала вопрос… Мне было обидно и неловко… Но со временем обучения, мы стали понимать друг друга с полуслова. Она очень любила высказывания учёных, древних философов. Наталья Константиновна начинала фразу, остальные ученики должны были закончить её. Я почти всегда делала это вперёд всех. Соседки спрашивали, как это у меня получается, я только пожимала плечами. Но, разобравшись, поняла, что благодаря преподавателю у меня сформировалось определённое отношение к педагогике, жизни, человеческим отношениям.

А как Наталья Константиновна рассказывала о сенсорике, влияющей на воспитание и обучение ребёнка. Я до сих пор помню её речь с неповторимым темпом и звучанием, завораживающую увлечённость этим вопросом педагогики и вовлекающую в это нас, начинающих воспитателей. Как это было профессионально и в то же время трогательно. Впоследствии я видела её книгу о сенсорном воспитании детей, которую представлял преподаватель курсов по повышению квалификации воспитателей. Она тоже восхищалась ею.

Я благодарна судьбе, что позволила встретить на моём педагогическом пути такого учителя – Сидоренко Наталью Константиновну. Благодаря ей я уже больше тридцати лет работаю воспитателем.

Спустя некоторое время, я встретила ещё одного неповторимого учителя, замечательного человека, профессионала в области дошкольного образования, настоящего наставника и товарища Романову Надежду Евгеньевну.

В детском саду № 216 «Кораблик детства» я, под руководством Надежды Евгеньевны, проработала почти 20 лет. Это были лучшие годы моей педагогической деятельности и жизни в любимом, дружном большом коллективе. Мы были одной большой педагогической семьёй. Многие годы наш коллектив почти не менялся. Всех нас сплачивала наша бессменная заведующая.

Она была нам как мама, вне зависимости от возраста каждого из нас: от почти пенсионеров до молодых незамужних девушек. Некоторые приезжали после ЗАГСа в свой второй дом «Кораблик детства». Их поздравляли сотрудники, дети, родители. Готовили для них целые концерты под руководством Надежды Евгеньевны.

Она оберегала микроклимат нашей команды от разных неприятностей, всегда поддерживала сотрудников, помогала во всём. К ней можно было прийти с любым вопросом, просьбой, за советом. Чувствовалось её участие, твёрдое плечо доброго и грамотного товарища. Она знала почти всех детей по именам, как её память вмещала всё это?

Именно Надежда Евгеньевна была инициатором открытия в стенах нашего детского сада «Лекотеки» для обучения детей с особенностями развития и социализации их родителей в обществе. Весь коллектив участвовал в этом. Мы что-то мастерили, придумывали, переоборудовали обычную группу в «Лекотеку», чтобы было удобно этим деткам, мыли, убирали, не спешили после смены уходить домой. Мы все этим загорелись. И очень радовались, когда у нас всё получилось.

Без её участия не обходилось ни одно мероприятие. По инициативе нашей заведующей и профсоюзного комитета мы три-четыре раза в год выезжали из стен «Кораблика»: путешествовали по нашему краю, выезжали летом с детьми на море. Как здорово нам жилось! Спасибо нашей Надежде Евгеньевне за всё! Дай Бог ей здоровья на долгие годы.

Мои любимые учителя-наставники всегда работали с огоньком, отдавая делу и своим ученикам всех себя. Рядом с ними мы заряжались позитивной энергией, хотелось идти только вперёд. Они были настоящими конструкторами человеческих душ, которые формировали вокруг нас атмосферу доброты, понимания, творческого поиска. Все мои учителя – очень разные личности, с разными судьбами, но их объединяет то, что они Учителя с большой буквы.

Духу Лариса Владимировна,

воспитатель, г. Краснодар, МАДОУ Детский сад № 216 «Кораблик детства»