Соц. сфера:

В Госдуме обсудят содержание и порядок проведения ЕГЭ

31.08.2023

Судьбу единого госэкзамена решат эксперты уже этой осенью

Автор: Редакция «НГК»

1180

Более трети россиян предпочли бы поступать в вуз на основании вступительных экзаменов, а не ЕГЭ. Об этом свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМ в 2023 году. Среди основных причин – сложность заданий и большая психологическая нагрузка на госэкзамене, а также тот факт, что ЕГЭ «не отражает реального уровня знаний». При этом большинство респондентов, 57 процентов, хотели бы сохранить действующую систему – единые выпускные экзамены в школе и вступительные в вузе, выяснили аналитики. Как усовершенствовать единый госэкзамен, уже этой осенью обсудят в Госдуме, рассказала в пресс-центре «Парламентской газеты» глава профильного комитета Ольга Казакова.

 – Ольга Михайловна, в связи с поэтапным выходом из Болонской системы и переходом на собственную российскую систему образования не утихают споры о ЕГЭ. Останется ли единый госэкзамен?

 – Действительно, ЕГЭ, несмотря на то, что он был повсеместно введён более 15 лет назад, по-прежнему вызывает многочисленные вопросы. Ответа на них требуют и современные реалии, в том числе перестройка системы высшего образования. Расставить все точки над i должно профессиональное сообщество. Поэтому совершенствование системы ЕГЭ будет вынесено на обсуждение экспертов на площадке Госдумы уже этой осенью. Мы готовы выслушать разные предложения, потому что нельзя просто всё взять и отменить, нужно предлагать что-то взамен и анализировать, а что сегодня действительно лучше для школьников. Именно на эти вопросы мы и хотим найти ответы.

 – Говоря о профессиональном сообществе, кого вы имеете в виду в данном случае, это только педагоги или и другие специалисты тоже?

 – В рамках подготовки к обсуждению совершенствования системы ЕГЭ мы уже запросили информацию у самых разных ведомств. Это и Минздрав, и МВД, и Рособрнадзор, и другие. Нам важно понять, есть ли данные о влиянии единого госэкзамена на психику ребёнка, и если да, то как снизить эмоциональное напряжение на экзамене. Или известны ли случаи, когда плохая оценка на экзамене приводила к трагедии, и как этого избежать. Кстати, хочу отметить, что, по данным Рособрнадзора, в последнее время таких случаев не было.

 – С какими претензиями к ЕГЭ чаще всего сталкивается Комитет Госдумы по просвещению?

 – Есть несколько моментов, которые вызывают наибольшее количество споров. Это, во-первых, сама организация ЕГЭ: проходная система, камеры видеонаблюдения, невозможность учителя подойти к ученику и так далее.

Второе, это качество контрольно-измерительных материалов, иными словами, это вопросы, на которые отвечают дети. Часто родители жалуются, что задания очень сложные, но нет такой задачки, которую бы не решила вся страна. Надо понять, почему одни дети справляются, а другие нет. Я не говорю сейчас о заданиях со звёздочкой, которые берут те, кто идёт на «пятёрку». Но на твёрдую «четвёрку» школа должна готовить даже без репетиторов. Экзамен – верхушка айсберга. Возможно, если какое-то количество детей не справляется с той или иной задачей, нужно что-то изменить в системе подготовки к экзамену.

 

Третий момент, это возможности, которые даёт ЕГЭ. Известно, что многие считают, что такой экзамен не отражает реального уровня знаний, а значит, не гарантирует наиболее сильным ученикам место в хорошем вузе. Но напомню, что в этом году выпускники школ на основании госэкзаменов могли подать заявки в пять вузов, выбрав в каждом до пяти направлений подготовки. Сдать 25 наборов вступительных экзаменов за одно лето просто невозможно. Позиция Комитета по просвещению – при любой трансформации ЕГЭ возможность подавать заявления сразу в несколько вузов и на несколько направлений должна остаться. Такую позицию поддерживают даже противники госэкзамена.

 – Согласно опросу ВЦИОМ в 2023 году, треть россиян всё же предпочла бы поступать в вузы по старинке, то есть сдавать вступительные экзамены в институтах и университетах…

 – Возможность сдавать вступительные экзамены сегодня предоставляет ряд ведущих вузов. При этом хочу отметить, что зачисление по результатам вступительных испытаний – это не всегда только об уровне знаний. Это ещё и о психологических особенностях ребёнка – кто-то более готов к публичным выступлениям, а кто-то менее. Это и о финансовых возможностях родителей, сколько они готовы тратить на репетитора, готовы ли они отправить ребёнка, например, в Москву, чтобы он в течение месяца жил там и сдавал вступительные экзамены.

 – Правильно ли я понимаю, что, по сути, речь об отмене ЕГЭ не идёт?..

 – Наша задача – максимально использовать возможности образования, чтобы в будущем получить высококвалифицированных, здоровых и счастливых граждан. Чтобы отличник по биологии и химии имел все шансы состояться как хороший врач, а отличник по математике и физике вырос в первоклассного инженера: строителя дорог, покорителя космоса и так далее. Чтобы дети не потеряли свою гениальность и свои хорошие стремления. Как этого достичь, и предстоит ответить экспертам, которых мы собираемся привлечь к обсуждению.

Юлия Сапрыгина