Соц. сфера:

Восьмиклассникам расскажут, как выбрать спутника жизни и кто в доме хозяин

23.08.2024

В курс семьеведения вошли создание энциклопедии и конкурс синквейнов

Автор: Редакция «НГК»

1632

Зачем нужен брачный договор, как выбрать спутника жизни, кто должен отвечать за семейный бюджет, хорошо ли быть единственным ребенком в семье – на эти и многие другие вопросы будут искать ответ школьники 5–9 классов, которым в новом учебном году предложат прослушать курс семьеведения. С уверенностью сказать, на чем держится семья, может далеко не каждый взрослый, поэтому вести новый предмет учителям будет непросто.

Главней всего…

Рабочую программу курса семьеведения разместили на портале единого содержания общего образования, который ведет Минпросвещения. Курс, как и говорилось при его обсуждении, будет относиться к внеурочной деятельности, то есть не станет обязательным для всех школьников. Его освоение может быть организовано для учеников 5–7 или 8-9 классов, при этом есть темы, которые рекомендованы только для учеников последних классов средней школы.

Цель курса – введение молодых людей «в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия». Это планируют сделать за 34 учебных часа, в течение которых школьники изучат пять разделов: «Человек, семья, общество», «Мои родственники – похожие и разные», «О семейном уюте и не только», «Важней всего – погода в доме», «Современная семья и право».

Учеников будут учить на примерах из книг, фильмов и других произведений искусства, им должны рассказать о мерах поддержки семьи, показать Конституцию, Семейный кодекс и сайт уполномоченного по правам ребенка в России, объяснить порядок регистрации брака, зачем нужен брачный договор и так далее.

Только для взрослых

Среди тем, говорить на которые рекомендовали только со старшеклассниками, – выбор спутника жизни, многодетность как важный компонент благоприятной семейной атмосферы, плюсы и минусы проживания молодой семьи с детьми вместе с родителями или родственниками. В целом же рабочая программа составлена по принципу тематического планирования, то есть учителям указывают на программное содержание и перечисляют возможные формы работы со школьниками: дискуссия, игра, практикум, проект. Есть весьма экзотические, например, конкурс рисунков или синквейнов «Мой дом» или «Дом моей мечты». Синквейн – нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое учит определять отношение человека к рассматриваемой проблеме. Нужно использовать ключевые слова, прилагательные и глаголы, характеризующие понятие, искать синонимы ключевого слова.

В течение всего курса школьники будут работать над созданием электронной энциклопедии «Семья – наша ценность». Они должны составить свою родословную на основе предложенных учителем макетов, для чего их познакомят с ресурсами, позволяющими искать и обрабатывать информацию об истории своей семьи. Педагогам придется говорить с детьми на самые разные темы: равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, недопустимость эгоистического, высокомерного и равнодушного отношения к членам своей семьи, беседа о мужественности и женственности, умение прощать.

Среди игр, которые предложат школьникам: «Продолжи предложение: «Если бы я оказался на месте своих родителей, то…», «Самое главное качество моего родственника», «Мой вклад в чистоту и порядок в доме», «Семейное путешествие/турпоход».

Двойное послание и взгляд в историю

Преподавать курс начнут с 2024 года, но это не значит, что он сразу появится во всех школах, рассказала «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина. Обязывать к этому образовательные учреждения не станут, поскольку к этому далеко не все готовы, плюс пока нет единого учебника по семьеведению, объяснила депутат. Кроме того, нужно подготовить кадры в педагогических вузах. «Я считаю, что вопросы семейного законодательства могут вести аспиранты, студенты старших курсов», – заключила Останина.

Кадровый вопрос – один из основных, который предстоит решить в школах, считает руководитель службы психолого-педагогической помощи Любовь Ивашиненко. Ведь не каждый взрослый сейчас может ответить на те вопросы, которые ставит курс семьеведения, – нужна дополнительная специальная подготовка. «Притом что за историю нашей страны подобные курсы имели место быть, и это в целом хорошая и правильная идея, важно ее хорошо и правильно реализовать, – сказала «Парламентской газете» эксперт. – Важно и обратить внимание на семьи, в которых воспитываются дети, потому что если на уроках мы будем говорить одно, а по факту имеем другое, то в психологии это называется двойным посланием. В этом случае ребенок не знает, где правда и чему верить».

Вице-премьер Татьяна Голикова ранее говорила, что курс семьеведения для старшеклассников будет проходить в формате беседы с психологами и историками. С таким подходом согласился председатель Комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко. Курс, по его словам, следует организовать с упором на российские традиции, и здесь положительные примеры, в том числе исторические, очень важны.

Дмитрий Литвинов