Реконструированный после Олимпиады адлерский стадион «Фишт» стал одной из четырех арен, принимающих у себя матчи Кубка конфедераций 2017
2340
Реконструированный после Олимпиады адлерский стадион «Фишт» стал одной из четырех арен, принимающих у себя матчи Кубка конфедераций 2017.
Во многих странах , где в разные годы проходил «мундиаль» – чемпионат мира по футболу, – турнир Кубка конфедераций, предшествовавший этому самому значимому спортивному событию четырехлетия, обычно расценивают как генеральную репетицию перед самим чемпионатом. Для страны-организатора это, пожалуй, самый серьезный последний экзамен, в ходе которого удается проверить готовность спортсооружений и всю сопутствующую инфраструктуру, технический персонал и службы безопасности, а также «обкатать» за год до чемпионата целую армию волонтеров.
Как весь этот механизм работает сегодня в Сочи, я в полной мере испытал на себе, посетив 19 июня футбольный матч сборных Австралии и Германии. Забегая вперед, скажу сразу: к организаторам ЧМ-2018 пока есть немало вопросов.
Честно говоря, когда я ехал в Сочи, то почему-то был уверен, что именно здесь, в одном из всех четырех городов, не должно возникать никаких проблем, поскольку у Сочи за плечами имеется богатейший опыт подготовки и проведения таких крупных спортивных форумов, как Олимпийские игры и автогонки «Формула-1». Но что касается футбола, то создалось такое впечатление, будто здесь ребята немножко дали маху. Не знаю, как на других аренах, но в Олимпийском парке то ли слишком сильно торопились и «перегорели», как любят говорить футболисты, то ли просто не успели продумать все до мельчайших деталей.
Одно из первых, что волнует каждого болельщикав любом городе, – возможность легко добраться до стадиона. В Сочи с этим возникла серьезная проблема по той причине, что специально подготовленный для ЧМ-2018 стадион «Фишт» расположен не в самом городе, а на территории Большого Сочи в Имеретинской долине, за Адлером. В день матча с железнодорожного вокзала в Сочи и из адлерского аэропорта каждые 10 минут курсировали автобусы-«шаттлы», подвозившие болельщиков. Эти автобусы были бесплатные, при посадке требовалось только предъявить либо паспорт болельщика, либо аккредитационное удостоверение журналиста. Все это, конечно, очень удобно за исключением одного небольшого «но». Место высадки пассажиров оборудовали почти за полтора километра до чаши стадиона, и многим это явно оказалось не по душе, особенно той части болельщиков, которую я бы назвал, скажем так, «неспортивного вида» – это либо совсем юные, либо болельщики преклонного возраста. Таких тоже хватало.
На протяжении всего пешеходного маршрута от автотерминала до «Фишта» вас встречают организованные группки волонтеров, которые вежливо подсказывают вам оптимальный путь до стадиона. Но народ в этих подсказках вроде как и не нуждается – вот он стадион! Рукой подать! Но не все так просто. Если игнорировать «указующий перст» волонтера и выбирать свой, более короткий путь, можно наткнуться на дежурящих бойцов Росгвардии. Уж эти укажут правильную дорогу.
Волонтеры на «Фиште» – это отдельная песня. Молодые люди с трудом изъясняются на английском, ни на один вопрос, кроме «как пройти на стадион?» они ответить не могут.
Я приехал в Олимпийский парк за три часа до начала игры и был уверен, что никаких проблем с получением журналистской аккредитации не возникнет. Это была ошибка.
Первую же группу волонтеров я загнал сходу в ступор, задав им в лоб вопрос: «где находится Центр аккредитации ФИФА?» Немного посовещавшись между собой, девчонки связались по рации со старшим. В динамике чей-то мужской голос с уверенностью отправил меня, какхоббита, в «путешествие обратно», то есть туда, откуда я пришел. Пошел обратно.
Тут следует пояснить, что для удобства (повторяю: для удобства) работы весьма внушительной команды журналистов в офисе «Формулы-1» был открыт медиацентр неаккредитованной прессы. Для коллег, не получивших аккредитацию ФИФА, здесь был предоставлен зал с компьютерами, телевизорами, бесплатными напитками и закусками, здесь же с представителями СМИ встречались руководители оргкомитета, чиновники сочинской мэрии и другие официальные лица. А в фойе медиацентра зрители получали паспорта болельщика. Вот сюда я и пришел по совету волонтеров. Сотрудник медиацентра по имени Петр, внимательно выслушав мою проблему, с сожалением мне сказал:
– Увы, мы не выдаем аккредитации ФИФА. Вам нужно вернуться к стадиону, там,на ул. Международная, 10 находится центр аккредитации.
Для пущей верности, чтобы я в очередной раз не заплутал, он отметил на карте точку координат здания на Международной, а прощаясь, сказал:
–Если у вас что-то там не срастется, к нам возвращайтесь. Уверяю, у нас тут вам будет интересно.
Поблагодарив Петра за помощь, я пошел на третий заход в поисках загадочного центра аккредитации. Подойдя точно по навигатору к зданию, снова натыкаюсь на бравых гвардейцев, охраняющих высоченный металлический забор.
– Мне нужно попасть в это здание.Там центр аккредитации. Я – журналист.
– Туда нельзя. Здесь проход запрещен.
– А где не запрещен?
– Мы не знаем, но сюда нельзя.
Мне уже не смешно, тем более, что до начала матча остается чуть больше 20 минут. Звоню Петру и объясняю, где нахожусь. Он советует пройти вдоль ограждения, пока оно не кончится.
После двух часов скитаний по Олимпийскому парку, наконец, получаю заветное удостоверение. Желание смотреть то действо, ради которого пришлось преодолеть 380 километров, куда-то улетучилось, но работа есть работа.
А теперь немножко о самом футболе.
Календарь турнира свел на арене «Фишта» две совершенно разные по классу команды: чемпионов мира 2014 года–сборную Германии и победителя Кубка Азии (АФК) 2015 года – сборную Австралии. На матч в Сочи прибыло из разных городов России более 28 тысяч болельщиков, среди которых было около 200 немцев и порядка 50 гостей с «зеленого континента». Разница в классе этих сборных настолько велика, что мало кто даже среди журналистов сомневался в победе действующих чемпионов мира. А зря.
Бессменный рулевой «немецкой машины» Йоахим Лёв в этом году привез на турнир принципиально новую команду, в составе которой всего лишь три чемпиона мира: капитан сборной Юлиан Дракслер, защитники ШкодранМустафи и Матиас Гинтер.
У австралийцев в составе насчитывалось немало опытных игроков, которым уже далеко за тридцать или под тридцать, а средний возраст сборной – 27,5 лет. Но «омоложенная» немецкая сборная в течение матча дважды вела в счете, а опытные австралийцы дважды отыгрывались, но ничью удержать на «Фиште» не сумели, уступив чемпионам мира со счетом 2:3.Двумя днями позже австралийцы встретились с Камеруном на «Крестовском», а немцы в Казани с чилийцами. Оба матча закончились вничью с одинаковым счетом – 1:1. Сборная России в день открытия турнира обыграла новозеландцев (2:0), во второй игре уступила португальцам (0:1), а вслед за этим были биты мексиканцами (1:2), что не позволило им выйти в плей-офф турнира. В полуфинале 28 июня встретятся сборные Чили и Португалии, а на следующий день между собой сыграют Германия и Мексика.
Сергей ЛАДОЖСКИЙ